Любимая работа: преодолеваем предписания

Любимая работа: преодолеваем предписания

Нам необходимо самим исследовать собственные жизни, те правила, по которым живем, и ценности, присущие нашему выбору. Мы должны решить за себя, кто мы есть, каким должно быть наше поведение, и как мы желаем использовать свою жизнь. Это трудное задание для каждого, потому что оно принуждает нас выявить «предписания», управляющие жизнью. И все же, осознание «должного» и «не Должного» необходимо для понимания своих способностей и полного раскрытия потенциала. Проще всего ничего не делать, но трудная задача самоанализа и определения правильного пути — единственный способ повысить самоуважение и чувство собственного достоинства.

Поскольку это сложно, может потребоваться помощь знающего психотерапевта, особенно если мы чувствуем неспособность пробраться через сопротивление и предписания, делающие нас жертвами. Однако нам не нужны психотерапевты, помогающие приспособиться к миру так, чтобы мы могли стать более счастливыми потребителями.

Большая часть психологов и психотерапевтов — всего лишь обыкновенные люди: если они сами не определились с собой, то не способны помочь и другим. Более того, как я уже где-то писала, психотерапевты рассматривают все с точки зрения психологических проблем, нервов. Некоторые проблемы просто продолжают существовать, потому что мы трусы, потому что мы избегаем жить так, как нам следовало бы, и как бы мы хотели, потому что мы избегаем более трудного (более правильного выбора). Наверно, самый лучший помощник на этом пути — наша интуиция. Доверенный друг, священник или раввин могут помочь достичь объективности. Я всегда побуждаю людей к тому, чтобы, выбирая психотерапевта, они присматривались, что за личность он сам из себя представляет.

Я рекомендую посетить несколько или, по крайней мере, два оценочных занятия, прежде чем выбрать психотерапевта. Тогда мы сможем увидеть методы и подходы, которые они предпочитают и, что более важно, дать оценку нашим собственным впечатлениям об этих профессионалах. В конце концов, как и при любом выборе, мы ответственны за выбор полезного, осведомленного советчика. Мы ответственны за то, что остаемся или расстаемся с врачом. Мы ответственны за оценку эффективности лечения, и только мы ответственны за излечение.

Выбирая психотерапевта, нужно учитывать, что они имеют разные задачи. Некоторые из них пытаются помочь людям справиться с обычной реальностью — браком, выбором карьеры, различными фобиями, неврозами и так далее. Другие хотят помочь людям с тем, что называется «трансперсональным» уровнем реальности. (Смотри мою книгу «Ordinary People as Monks and Mystics» Mahwah: Paulist Press, 1986.)

Термин «трансперсональный» обозначает сверхсознательное, истинное или «высшее» Я. В действительности, нет никакого «высшего» Я в пространстве или другом месте. Это слово обозначает глубочайшие аспекты целого Я: и сознательного и бессознательного. Одной из долгосрочных целей, при избавлении от ограничивающих «предписаний», может стать выбор наставника, который в состоянии понять Ваше сверхличностное Я, помогая Вам стать личностями, действующими ответственно в повседневной жизни. Каждый, кто называет себя «наставником», однако, должен продемонстрировать свои собственные способности жить эффективно.

Конечно, те, кто не захочет консультироваться с терапевтом или наставником, могут предпочесть работать со своим дневником наблюдений, с доверенным объективным другом по канонам традиционной психотерапии или без нее. Работа с дневником — превосходный метод для раскрытия спрятанных истин о себе, я очень рекомендую вести личный автобиографический журнал наблюдений, как над победами, так и над своими препятствиями на этом пути.

Другой маршрут для открытия наших специфических «предписаний» — это научиться слушать свое тело, разум и чувства, наши переживания день за днем, момент за моментом.

Одна женщина, которая была способна слушать свое тело и чувства, поняла, что ощущение вины точно указывает на многие из ее важных предписаний. Наблюдая свои часто наступающие приступы вины (которую она чувствовала при малейшем толчке), она поняла, что принимает чрезмерную ответственность за счастье и комфорт мужа и родителей. Родители ее приучили, что ей «полагается относиться с большим уважением» и заботой, к спокойствию, счастью их и других людей. Она обычно откладывала свои дела, когда муж просил помочь в своем бизнесе. Все это в конце концов, принесло возрастающее сопротивление и внутреннее смятение, которое она чувствовала всегда, когда старалась сказать мужу, что занята своей собственной работой.

Другой мужчина понял, что находится под «каблуком», когда научился слушать свои чувства.

Он был воспитан «уважать» женщин, что в его случае означало содержать свою мать и жену в довольстве и неге. Хотя он и был разочарован браком, все же боялся развода и физически, и эмоционально отдаляйся от жены, пока не нашел любовницу. Однако, как часто случается, любовница, в конце концов, начала принимать доминирующую роль в его жизни и тоже потребовала «уважения» собственных нужд. Все возрастающее разочарование и разнообразные намеки, которые давало ему его тело (например, боли в спине, которые врачи не могли вылечить ничем) в конце концов, поставили его лицом к лицу с его собственной покорностью и, как он это называет, «слепой тупостью».

Женщина, уверенная, что должна всегда выглядеть красивой, обнаружит свои предписания, внимательно прислушиваясь к собственным чувствам.

Она может встревожиться, когда посмотрит в зеркало и увидит морщины или седой волос. Может быть, она почувствует удар под ложечку, если более красивая женщина появится в ее присутствии и начнет состязаться с ней за внимание мужчин.

Как мы уже видели, предписания наличествуют в комплексах, и эта дама может осознать большинство предписаний, просто обращая внимание на сигналы своего тела и нервной системы. Наша физическая боль — это превосходный путеводитель к болезням наших душ. Более важно, чем исследование морщин или седых волос, исследование трудностей, потому что это — молчаливый, но могущественный язык, способный рассказать, как мы вредим себе.

Если поймем, что находимся под властью наших «предписаний», мы сможем избавиться от них или, по меньшей мере, уменьшить их власть над нами. Борьба с тиранией наших «предписаний» — это двойной процесс. Сначала мы должны предпринять ответственные, творческие и безопасные шаги, в направлении к тому, что мы искренне ценим и считаем нужным сделать. Одновременно, мы должны принять на себя ответственность за результаты этих новых действий, так же как и за существующие привычки.

Давайте пристально взглянем на каждую часть этого процесса. Сначала — то, что касается действий. Тут я должна вновь подчеркнуть мудрость принятия маленьких шагов. Держа в уме совет Вильяма Джеймса, который сказал: «Что должно проповедоваться — так это храбрость, утяжеленная ответственностью»,— мы должны помнить, что некоторые люди так твердо решились на саморазрушение, что Неверно истолковывают любые предложения, доводя их до крайности. Таким образом, они находят еще один путь к неудаче. Это люди, которые прыгают в глубокую воду, не умея плавать. Такое безрассудство приводит их к поражению в собственных глазах себя и в глазах других. Мы должны развивать способность и храбрость, становиться позитивными повстанцами, а не совершать самоубийства! Таким образом, я поощряю людей, готовых бросить вызов старым «предписаниям» началом небольших, осторожных шагов, а не гигантских скачков, которые пойдут им во вред.

Например, человек, который понял, что все женщины в его жизни господствуют над ним, а он неосознанно только увеличивает их давление,— решил просто не отвечать на их телефонные звонки. Он ждал, когда ему самому захочется позвонить им. Таким образом, он отдал предпочтение своим планам и своему собственному желанию общаться. Поступая так, он научился уважать свои собственные нужды в межличностном общении. С этого малого шага открылась способность расширить новоприобретенный самоконтроль на другие области жизни. Постепенно он научился совершать более крупные шаги и демонстрировать растущую храбрость, самоутверждение и чувство собственного достоинства. За шесть месяцев такого рода «обращения внимания на себя» он смог сделать много других шагов: больших и маленьких. Они символически научили его разум, подсознание, нервную систему и эмоции делать именно то, к чему стремится он сам. Когда он добился большего уважения к себе самому, он пришел к выводу, что хочет решить свои брачные взаимоотношения. Скоро для него стало возможным сообщить жене, чего он хочет от их союза. К его удивлению и восторгу, она выслушала. В конце концов, он смог прекратить внебрачную связь и стал вести устойчивую семейную жизнь.

Этот процесс занял несколько лет и привел его к большей гармонии с самим собой. Я упоминаю о длительности времени, которое потребовалось для его роста, потому что обычно этот процесс занимает всю жизнь.

Следующее, что необходимо сделать, когда мы учимся принимать ответственность за результаты нашего поведения,— определить для себя действия, которые нужно предпринять. Два фактора влияют на способность отыскивать свои собственные правильные, наиболее полезные действия. Во-первых, нужно быть способными к настойчивой деятельности. Упорство необходимо, потому что, как показано в главе о сопротивлении, мы сопротивляемся во многом именно тому, что полезно для нас. Творчество важно, потому что мы будем действовать на новых дорогах и нам придется экспериментировать. Легко сделать один или два шага, а потом забыть о продолжении, вернувшись к старым привычкам. Нам необходимо прокладывать путь для новых привычек, которые мы пытаемся приобрести, и награждать себя всякий раз, когда ведем себя продуктивно. И снова здесь полезным инструментом будет записная книжка, дневник или журнал.

Предлагаю следующий способ такой письменной работы: записывать все полезное, что мы совершили за день. Лучше всего это делать перед сном, чтобы сознание зарегистрировало до сна и в течение его лучшие наши поступки. В это время способности к творческому обучению находятся на своем пике, и разум легко поглощает новые идеи и отношения. Неважно, сколько поступков мы отметили. Пусть их будет мало в один и много в другой день. Смысл в том, чтоб сфокусировать внимание на продуктивных, самоутверждающих действиях, которые мы совершили в течение любого дня, и затем в уме выразить признательность себе за эти маленькие победы. Такой прием оказался очень полезен для моих клиентов в повышении их чувства самоуважения и для освобождения от застарелых шаблонов поведения. Выражение признательности самому себе вдохновит на строительство более конструктивных привычек. Одна моя клиентка сказала, что использует дорогу домой после работы как «тихий период», во время которого обдумывает все положительное, что случилось за день. «Я в уме вознаграждаю себя в конце каждого рабочего дня. Это помогает укрепить все хорошее, чему я учусь».

Другой очень полезный метод — увеличения способности к сосредоточению, чтобы можно было помнить в каждый момент о своих новых намерениях. ТМ, Дзен и другие классические медитационные техники являются превосходной тренировочной методикой развития навыков концентрации. Эти древние, классические системы — естественные партнеры для нашей программы самоулучшения. Исследования показывают, что они также увеличивают чувство собственного достоинства и упорядочивают жизнь.

Вдобавок к настойчивости нам потребуется еще изобретательность, чтобы разработать позитивную программу наших тренировок в новом поведении и отношении к себе. Один из обычно предлагаемых приемов, помогающий придумывать разные действия,— это список целей. Для каждой цели можно записать от десяти до двадцати заданий, помогающих в достижении этой цели. Саму цель нельзя «выполнить», потому что выполнить можно только действие. И планированием действий, ведущих к желаемой цели, мы помогаем себе продвигаться через «должны» и «не должны». Список необходимых действий дает возможность толкнуть разум на борьбу за достижение цели. Небольшой список вопросов, перечисленных в третьей главе, показывает, «как» определять действия, связанные с основными целями.

Один из моих клиентов боялся искать новую работу, после того как потерял прежнюю, за которую держался многие годы. Он выразил свои чувства по поводу поиска новой работы следующим образом:

— Могу сказать, что я переполнен тревогой. Я чувствую себя слишком старым для того, чтобы обращаться к работодателям. Я не хочу быть снова вынужденным «демонстрировать себя» везде. И я пессимистичен насчет своих шансов «где-то там», на мировом рынке труда.

Когда он все-таки начал искать работу менеджера, то понял, что находится под контролем застарелого предписания: «Ты не должен хвастаться». Страх интервью перед приемом на работу был сильным потому, что он был зажат тисками. Он хотел рассказать перспективным работодателям о своих больших способностях, но считал неудобным «продавать себя», как он выражался.

Он составил список необходимых действий, чтобы прояснить цель, стоящую перед ним цель и удачно отыскать подходящую управленческую должность среди 500 компаний. Потом он записал несколько действий, которые могли бы помочь достижению этой цели:

1. Приготовить свое резюме с помощью лучшего специалиста в фирме по трудоустройству.

2. Написать личные письма ко всем, кого я выделил в интересующей меня области.

3. Вслед за письмами сделать телефонные звонки, чтобы получить ответ, как можно быстрее.

4. Проявить себя с положительной стороны во время интервью. То есть говорить о своих достоинствах, которые пригодились бы данной компании, и рассказать, чего я достиг в масштабе страны в своей профессиональной деятельности.

5. Во время интервью заглядывать в свои записи когда это возможно.

Запись целей и действий — это главный способ, позволяющий ослабить наши «предписания».

Другой способ — найти образцы для подражания: людей, которые уже делают то, что мы хотим сделать (или которыми восхищаемся), и составить список их положительных качеств, чтобы следовать им.

Например, одна из моих клиенток взяла несколько хорошо известных музыкантов в качестве образцов для подражания. С детства она любила музыку и хотела стать музыкантом, но не верила, что очень талантлива, потому и начала учиться бизнесу, бросив свою первую любовь. А скоро поняла, что музыка должна быть частью жизни, по крайней мере, в свободное время. Ее образцы для подражания обладали огромным упорством. Один был слепым певцом, другой — скрипач имел физические недостатки, а у третьего, всеми любимого старого пианиста, были огромные личные проблемы в детстве. Моя клиентка, подумав, признала, что оставила музыку из-за недостатка настойчивости, и что она слишком легко отказывалась от многого в своей жизни. Следовательно, существовало жизненное качество, которое необходимо усвоить, включить в свой «план действий». Черта характера, которой она восхищалась в других, уже была в ней и требовала только развития.

Еще один метод составления личного плана действий — определение списка ценностей. Тут необходимо решить, как могли бы мы их демонстрировать отчетливо и постоянно в нашей жизни. Мой приятель, скульптор, имея денежные затруднения, стал подрабатывать плотником. Но вскоре обнаружил, что ему необходимо включить занятия скульптурой в повседневную жизнь. Он должен был сохранить живым свое искусство. В действительности он был и оставался в своих глазах — художником.

— Если я не занимаюсь скульптурой каждый день (обычно успеваю делать это ночью), мне начинает казаться, будто я бросаю что-то крайне важное для себя. Временная работа на стороне принесла поначалу облегчение, потому что помогла материально. Но вскоре мне стало неуютно, как будто я отверг что-то очень важное для собственного счастья. А когда я заставил себя работать, по меньшей мере, три часа над скульптурой каждую ночь, то почувствовал, что жизнь снова находится в равновесии.

Другой стороной контроля над ограничивающими нас предписаниями является принятие ответственности за последствия наших действий. Это нелегко. Действуя по своему желанию, можно возбудить и гнев своих родителей, и неудовольствие друзей. Мы рискуем испытать финансовые трудности или общественное неодобрение. Именно последствий, а не действий им предшествующих, мы в действительности боимся и хотим избежать. Именно страхом последствий держат нас в своей программе наши старые предписания.

Если мы намерены вырваться из них, то должны научиться встречать последствия каждого действия. Мужчине, который воспротивился власти женщин над своей жизни, пришлось встретиться со страхом, сделать что-либо «запрещенное». Поначалу он чувствовал безразличие и неспособность заявить о том, чего действительно хочет. Начал придумывать отговорки, чтобы не отказывать жене и матери в тот же час. Потом научился отказываться делать что-то немедленно. Через какое-то время состоялась горячая конфликтная дискуссия с матерью и женой. Он объявил им, что он изменился, что ему не нравится, когда звонят так часто на работу, и что он предпочел бы, чтобы они не звонили ему туда совсем, за исключением особых случаев.

Это был прорыв. «Я чувствовал себя так, как будто встретился со своей собственной смертью»,— признался он, нервно улыбаясь при воспоминаниях о власти, которую программа предписаний имела над его поведением и нервной системой. Но теперь он знал, что будет легче. Со временем его взаимоотношения с женой улучшились, потому что ей на самом деле понравилась твердость, обнаружившаяся у мужа. Она стала уважать его за то, что он умеет постоять за себя. Они сохранили свой брак, чего не смогли бы сделать, если б мужчина продолжал подчиняться инстинктам страха и привычке отступать.

Мужчине, который искал работу, пришлось тоже встретиться с последствиями его действий:

— Я запланировал встречи с людьми, у которых были открытые вакансии. Во время интервью я чувствовал себя испуганным. Но понял, что лучшее лекарство — взяться за дело и делать его, несмотря ни на что. Легче не стало, и в этом отрицательная сторона моих результатов, а положительная — телефонный звонок из одной отличной фирмы. Они пригласили меня на третье интервью, и, думаю, если я захочу эту работу, она — моя.

И моему другу, скульптору, пришлось иметь дело с последствиями решения подрабатывать, при этом занимаясь искусством по ночам. Это означало отказ от многих других вещей в жизни. Он понимал важность искусства для себя и шел на любые неудобства... «Я никогда не думал, что смогу работать так упорно, но любовь к скульптуре дала мне уверенность, что для меня это правильный курс»,— сказал он, объясняя свою способность работать на двух работах.

Всю идею принятия последствий можно уподобить тому опыту, который был у меня, когда пришлось несколько лет назад пройти лечение иглоукалыванием. Поначалу мне всегда хотелось уклониться или оттянуть ожидаемую боль от иглы. Конечно, само ожидание боли хуже, чем сама боль, и делает ее более жестокой. Я в страхе напрягала мышцы и затрудняла игле проникновение в чувствительную точку. Доктор, выходец из Азии, мне говорил: «Дайте игле войти. Двигайтесь навстречу боли. Не сопротивляйтесь ей». Думаю, игла — прекрасная метафора для проблемных ситуаций жизни. Я двигалась навстречу игле, приучая каждый мускул приглашать ее, и при этом училась приветствовать цену своего решения — в данном случае небольшой укол. Вместе с уколом приходит исцеление. Принимая последствия наших решений, встречая противника, боль, трудность, мы увеличиваем чувство собственного достоинства и самоуважения.

Нужно платить за свой выбор. Некоторые решения приносят глубокий и более длительный укол, чем от простой иглы: жертвы, лишения или причиняющие беспокойство ситуации, непременная самодисциплина, риск. Чем скорее «пойдем навстречу игле», тем быстрее сумеем поладить с требованиями и задачами жизни — последствиями наших действий. Смело двигаясь к желанным результатам, мы переступаем границы многих ограничивающих предписаний и одновременно освобождаем себя для жизни и работы, которую действительно хотим.

«Любимое дело приносит достаток»
Марша Синетар

WWWoman.ru »

Темы: #действий #необходимо #предписания #предписаний #наших #время #работу #помочь

2011-8-12 10:56

Источник: WWWoman.ru