Учимся слушать, ч.2

 Учимся слушать, ч.2

Когда мы находимся в роли слушателей, нам хочется высказаться по поводу услышанного, даже если это всего лишь ободряющие возгласы типа «Вот это да!» Мы стремимся к тому, чтобы говорящий чувствовал, что мы ведем с ним диалог. Какую долю ответственности за общение нам следует брать на себя? Иногда этот вопрос требует обсуждения.

Марша Гримм из Орегона рассказала мне случай, когда ей пришлось обсуждать по телефону с собеседником проблему ответственности. «Однажды мне пришлось беседовать с коллегой, с которым до этого у меня был всего один короткий разговор. На этот раз я о чем-то долго рассказывала ему. К середине рассказа я почувствовала себя неловко, так как за все время он не произнес ни слова. "Вы меня слушаете?" — прервала я свой рассказ. Он ответил: "Да, да, конечно. Я слушаю". Я вернулась к рассказу, и снова на другом конце провода было молчание. "Алло?" — сказала я. Мой коллега снова подтвердил, что слушает. Я верила ему, но, не услышав какой-либо реакции с его стороны, я почувствовала себя одиноко на другом конце провода. В конце концов я сказала ему, в чем нуждаюсь: "Тим, раз я не могу видеть, что вы меня слушаете и киваете головой, мне нужно, чтобы вы время от времени давали о себе знать. Если вы будете произносить что-нибудь вроде "да, да" или "я понимаю", это уже помогло бы мне". Я взяла на себя ответственность и постаралась помочь ему понять, какова должна быть его роль в нашем разговоре».

И наоборот, если кто-нибудь прерывает вас часто, вам следует сказать об этом. Ответственность за общение — это улица с двусторонним движением. Будучи слушателями, мы должны проявлять активность, показать говорящим, как воспринимаются их слова, а когда говорим мы сами, нам следует помочь нашим слушателям понять, какова должна быть их реакция.

Ключ №7. Всегда отвечайте положительно.

В одной телевизионной программе показали, как несколько газетных обозревателей обсуждают воспитание своих детей. Одна женщина сказала, что ей хотелось бы, чтобы дети верили в свои силы, и поэтому, когда ее дочка призналась, что мечтает стать президентом, она ответила ей: «Я горжусь тобой, солнышко. Это замечательная идея». Журналистка заметила: «Конечно, можно было ответить девочке как-то более реалистично, например: "Солнышко, у нас никогда не было женщины-президента и вряд ли будет. Может быть, ты мечтаешь стать еще кем-нибудь?" Но мне хотелось, чтобы у нее сохранились надежда и вера в себя. Даже если я сомневаюсь в возможности осуществить ее мечту, я должна, как могу, поддерживать в ней уверенность, что она добьется всего чего хочет».

Я рассказываю вам эту историю потому, что, хотя книга совсем не о воспитании детей, нам всем следует поучиться у этой мамы. Часто мы отвечаем на чей-то энтузиазм таким образом, что убиваем все надежды.

Когда я стала продавать ножи и сообщала людям, что взялась за такую работу, обычно мне сразу саркастически говорили: «Что, ножи гинзу? (Между прочим, это были другие ножи.) Никому они не нужны. Это уже всем надоело». Эти люди в один момент делали отрицательные выводы и теряли ко мне интерес. В этой же связи приведу еще один пример. Мне пришлось наблюдать, как одна девушка, с которой мы вместе работали, сообщила начальнику, что уходит из фирмы, так как хочет осуществить свою мечту и стать актрисой. Он сказал ей очень насмешливо: «Ну что ж, желаю успеха. Всего-то миллион таких, как вы, стремятся стать звездами».

Люди — чувствительные создания. Нам всем необходимо надеяться, мы нуждаемся в поддержке и доброжелательности окружающих. И в тот момент, когда мы наносим удар по чьим-то надеждам или идеям, мы тем самым наносим ущерб их самоуважению и показываем, что они нам совершенно безразличны.

Всегда есть способ давать положительный ответ людям, даже если мы не согласны с тем, что они говорят. В мире флирта очень важно умение отвечать положительно, поскольку это помогает сохранять в отношениях доверительность и непринужденность. Итак, как вы будете реагировать, если ваш друг сообщает вам, что у него возникла грандиозная идея открыть магазинчик, скажем, под названием «Только скотч»? Возможно, зга идея покажется вам не столь блестящей и у вас возникнет искушение сказать ему об этом, однако не забывайте, что никакие проблемы нельзя разрешить с помощью дозы скептицизма.

Мы помогаем людям, если даем понять, что верим в их способности справиться со всеми трудностями самостоятельно. В конце концов люди все равно сделают по-своему. В вышеприведенном случае ответы могут быть примерно такие: «Это интересная идея. И как ты собираешься ее осуществить?» или «Это любопытная идея. Скажи мне, а как ты будешь осуществлять эту свою мечту?», или даже «Вот это да! Я бы в жизни не додумался до такого. Мне очень нравится твоя оригинальность. Скажи, а с какой стати именно скотч?» Отвечая таким образом, вполне позитивно, вы сохраняете доверие вашего друга и показываете, что вам не безразличны его дела. В то же время, задавая уточняющие вопросы, вы намекаете вашему ударившемуся в предпринимательство приятелю, что неплохо было бы обдумать детали проекта, и тут, возможно, он в конце концов встанет на вашу точку зрения.

Каждый настоящий менеджер знает, что самый верный способ добиться от людей инициативной работы — это так организовать дело, чтобы они высказывали свои идеи, а не давать им указания. Одна женщина, главный менеджер торговой фирмы, рассказывала, что если какой-нибудь продавец жалуется, что дела у него идут на спад, она только говорит: «В самом деле? Меня это удивляет. Как вы думаете, в чем причина? Девять из десяти, что у них уже есть ответ. И я должна только поддержать их и поздравить с тем, что они нашли свои собственные решения».

Преподаватель всегда напоминает учащимся, что глупых вопросов не бывает. Говорится это для того, чтобы никто не боялся включиться в работу или спросить что-нибудь. Представьте себе, что Джонни поднимает руку и спрашивает, сколько будет дважды два, а учитель говорит: «Это глупый вопрос, молодой человек. Всем известно, что дважды два будет четыре». Я не уверена, что Джонни когда-нибудь снова поднимет руку. Так вот, каждый раз, когда мы отвечаем человеку с безразличием или с непродуманным скептицизмом, мы создаем у него такое же настроение. Наша несловесная реакция тоже должна иметь позитивный характер. Когда вы говорите с кем-нибудь, то что может быть приятнее, чем видеть, что вам улыбаются, кивают головой или образом выражают одобрение. Когда мне приходится говорить, я испытываю благодарность к слушателям, таким несловесным образом высказывающим мне свою поддержку. Утвердительный кивок здесь, улыбка там, смех в нужном месте — и уже чувствуешь себя совершенно иначе. Чем доброжелательнее мы будем вести себя по отношению к людям, тем доброжелательнее они будут к нам.

Ключ № 8. Не спорьте мысленно.

Группа менеджеров одной торговой фирмы присутствовала на собрании, где обсуждался бюджет компании — шла речь о том, куда лучше всего реинвестировать прибыль. Первой выступала Сюзан Левин, а следом за ней была очередь Джона. Однако, в первые минуты выступления Сюзан, Джон был так поглощен собственными мыслями и размышлениями на тему о преимуществах собственного плана, что пропустил детали программы Сюзан. Занятый мысленной баталией по вопросам бюджета, Джон почувствовал себя крайне неловко, когда его попросили прокомментировать план Сюзан. «Откровенно говоря, - промямлил он, — я все прослушал».

Очень легко попасть в подобную ловушку и сосредоточиться на внутреннем противодействии тому, что говорят, а в результате мы буквально блокируем свое внимание и ничего, кроме собственных мыслей, не воспринимаем. Наше инстинктивное стремление противоречить берет верх. Когда с нами такое случается, следует вспомнить, что наше мнение остается при нас. Не нужно игнорировать выступающего, чтобы разобраться в собственных чувствах. Вместо этого мы должны исправить положение и постараться слушать так внимательно, как если бы нас ждала проверка. Когда наступит наша очередь, мы сможем в своем выступлении изложить все собственные соображения.

Ключ № 9. У всех разные манеры общения.

Нельзя ожидать, что все люди будут вести себя так же, как мы. Например, я очень люблю поговорить. Одна из моих коллег не так разговорчива. Я помню, как однажды мы смотрели вместе с ней учебный фильм. Позже мы встретились еще с одной знакомой, чтобы вместе выпить кофе, и она спросила, как нам понравился фильм. Без преувеличения: я говорила почти полчаса, описывая идею фильма, декорации, постановку и т. д. «Понятно, а тебе как понравился фильм?» — спросила наша коллега мою партнершу по просмотру. И та сказала всего лишь: «Это было здорово!» Там, где мне потребовалось целых полчаса для объяснений, другим людям может хватить и трех слов. Для слушателей очень важно проявлять терпимость, так как все люди разные.

Писательница Стефания Хемминг поделилась со мной собственным опытом, касающимся манер общения. Вот что она рассказала: «Несколько лет назад мне пришлось работать над книгой вместе с одной женщиной, которая по стилю общения имела со мной много общего. Мы с Сарой всегда шутили насчет этого нашего сходства. Мы обе говорили быстро, громко и энергично. Мы очень любили обсуждать разные идеи. Мне нравилось работать с Сарой, потому что, помимо прочих причин, наше сходство способствовало легкому и приятному общению.

Однажды Сара сказала мне, что познакомилась с женщиной по имени Кристи, которая много знала по интересующей нас теме: "Стефани, ты должна с ней познакомиться. Она умна и прекрасно знает дело. Нам бы не помешало у нее поучиться". Я доверяла мнению Сары, и вот мы договорились встретиться за ленчем.

Оглядываясь назад, я думаю, что воображала себе, что Кристи будет вести себя так же, как мы с Сарой, поскольку Саре казалось, что мы все должны хорошо поладить. Я несколько ошиблась. Когда мы встретились с Кристи, я была поражена. Конечно, было видно, что она очень знающий и полезный человек. Но в то же время я чувствовала, что она меня раздражает. Манера общаться у Кристи была совершенно другая, чем у нас с Сарой. Говорила она медленно. Собираясь с мыслями, она делала длинные паузы, и у нее был очень спокойный характер. Когда она начинала говорить, мне хотелось, чтобы она говорила быстрее и делала поменьше пауз. В общем, в своей основе, мои желания сводились к тому, что мне хотелось, чтобы она вела себя так же, как я. Я хотела, чтобы она общалась в более привычном для меня стиле. За ленчем я почувствовала, что пытаюсь противодействовать ее манере общения. Чем спокойнее она была, тем больше я возбуждалась. Если она делала паузу, я прерывала ее задумчивость наводящим вопросом, чтобы побыстрее получить ответ. Намеренно или нет, я пыталась изменить ее манеру, чтобы мне самой стало удобнее общаться, а это не только невозможно, но и просто некрасиво. И чем больше таких попыток я делала, тем больше возбуждалась. Мы с Сарой потом снова встретились, и она почувствовала мою напряженность. Я поделилась с ней своими впечатлениями, и она сказала: "Знаешь, Стеф, когда я познакомилась с Кристи, я сначала чувствовала то же самое. Однако, как только я приняла решение "переключить скорость", все изменилось. Вместо того чтобы бороться с ее манерой, я стала получать удовольствие от нашего общения". Сара поступила мудро. Борясь с манерой поведения Кристи, я делала хуже только себе. Я тоже решила "переключить скорость". Когда мы снова встретились с Кристи, я постаралась сосредоточиться на тех интересных вещах, которые она говорила, и отказаться от желания сделать ее похожей на меня. Случилось чудо. Когда я стала стараться получать удовольствие от нашего с Кристи общения, моя манера общаться слегка изменилась. Если раньше я хотела, чтобы Кристи говорила скорее, теперь я стала обращать внимание на то, что она говорит в приятной и ненапряженной манере. Мне стала нравиться ее уравновешенность и то умиротворение, которое вызывала во мне ее манера разговаривать. И хотя она не умела говорить быстро, так как ей нужно было как следует продумать свои слова, зато все, что она говорила, было разумно. Пообщавшись с ней какое-то время, я обнаружила, что подражаю ей. Теперь я сама стала говорить медленнее, делать глубокие вдохи и паузы для размышления. И я почувствовала, что мне хорошо».

Мы все не можем общаться в одном и том же стиле, и это хорошо. Если бы все мы одинаково говорили, одинаково вели себя, общались в одной и той же манере, мы были бы слишком похожи друг на друга, и нам самим стало бы скучно. Ключ к разрешению этой проблемы в том, чтобы примириться с нашими различиями, научиться радоваться им и учиться благодаря им.

Ключ № 10. Не теряйте чувства юмора.

Это несложно. Если вы приняли решение стать активным слушателем, чувство юмора, умение радоваться будут для вас одной из самых больших наград. Слушая, мы узнаем что-то новое, мы забавляемся, нам хочется возражать, мы удивляемся и т. д. Когда мы слушаем кого-нибудь, это может доставить нам настоящее удовольствие практически в любой ситуации — будь то разговор с незнакомым человеком в салоне самолета, чья-то речь на политическую тему или рассказ маленькой девочки о том, как прошел у нее день в школе. Не следует непременно стараться развеселиться, это приходит естественно, все, что от вас требуется, это внимательно слушать.

WWWoman.ru »

Темы: #кристи #следует #должна #общения #говорила #стала #делала #время

2011-8-12 10:15

Источник: WWWoman.ru