И выражение лица, и манеры, как у спокойной, уверенной в себе женщины, никаких тебе закатываний глаз или сверхвыразительных жестов. И вообще никаких признаков женских ухищрений: необходимый минимум косметики, свободный свитер сложной вязки, брюки из добротной материи - все это очень гармонирует с ее спортивной фигурой и упругий походкой. Да, просто теряюсь в догадках, что могло привести ко мне такую женщину...
- ...ничего!
- Как это "ничего"? (Задумавшись, я не совсем расслышала ее первую фразу.)
- Да поймите же, у меня абсолютно ничего в личной жизни!
Прошу ее начать с самого начала.
С детства Нора была неординарным ребенком. Все, за что бы она ни бралась, давалось ей легко: языки, музыка, теннис. При этом она вовсе не была примерной отличницей, тем, что сейчас называется "ботаник", отнюдь нет, она всегда отличалась живым, общительным характером, была заводилой в своем дворе. При этом играла почти исключительно с мальчиками - с девочками, с "этими плаксами", было скучно. Предпочтительно с мальчиками общалась она и в школе, очень легко находила с ними общий язык, была для них "своим парнем". Параллельно с учебой занималась спортом, к моменту окончания школы уже получила спортивные разряды по теннису и лыжам, кроме того, была капитаном сборной школы по баскетболу. Окончив десятый класс, она, несмотря на уговоры родителей и учителей, уехала из своего старинного сибирского города с давними университетскими традициями в Москву, чтобы поступить в один из самых престижных вузов страны. И поступила, и блестяще окончила, безо всякого блата попала в аспирантуру. Несмотря на то что в ее группе она была одна девушка на двенадцать мужиков, она фактически одна смогла сделать такую карьеру - в свои 32 она уже руководит небольшим сектором, и только для нее, молодого кандидата наук, академик - директор института - выпросил лимитную прописку. И живет она в своей комнате академического общежития, физик-экспериментатор, специалист по непроизносимой и недоступной моему разуму отрасли знаний, в студенческие годы - комсорг курса, сейчас - председатель совета молодых ученых, и воет в потолок, когда остается одна.
Внешне канва Нориной жизни - это описание того, как человек делает блестящую карьеру, причем не "по-советски" (что греха таить, в карьере "по-советски" всегда на первый план выходят личные связи, и мы знаем, как много аспиранток успешно... ну, скажем так, совмещают написание диссертации и личную жизнь). Нет, скорее это напоминает американский тип карьеры, типичный "self-made"... обычно вслед за этим идет слово "man" (мужчина), но в нашем случае - это "woman" (женщина). А в самом деле, ведь жизнеописание Элеоноры скорее подходит к мужчине, чем к женщине. Может быть, в этом ключ к ее проблемам?
Давайте вернемся к ее взаимоотношениям с мужчинами.
Нет никаких взаимоотношений, и никогда не было!
Нет, это, конечно, не так. У нее множество друзей-мужчин (а подруг по-прежнему нет, кроме соседки по общежитию), но все они, как и в детстве, относятся к ней, как "к своему парню". Делятся с ней своими радостями и огорчениями, спрашивают у нее совета - и по науке, и чисто по-человечески, всегда зовут в компанию, в лодочные походы, постоянно приглашают домой. И самое обидное при этом, что их жены относятся к ней хорошо и ни капельки не ревнуют! То есть тоже не принимают ее за женщину.
Раньше Нора никогда не думала, что в ней есть что-то ненормальное. Всегда считала, что, когда придет время, сможет влюбиться и выйти замуж, как и все. В школе "шашней" у нее никогда не было - какие могут быть шашни с приятелями. В старших классах с возмущением наблюдала, как ребята из ее класса занимаются "ерундой" - "крутят романы", вместо того чтобы думать о своей дальнейшей жизни и готовиться к поступлению в вузы. И, кстати, для некоторых ее одноклассников эта "любовь" окончилась печально: одна очень способная девушка, вместо того чтобы учиться в институте, поднимает больного ребенка, муж (да какой он был муж, в 17-то лет! Расписали по особому разрешению) ее давно бросил, а Несколько мальчишек загремели в армию, после этого их засосали "трудовые будни". Нет, она абсолютно не жалеет, что ей в школе было "не до того". Да и первые годы своей жизни в Москве она тоже ни о чем таком не думала: ее захватил огромный город, театры, выставки, сама веселая студенческая жизнь, комсомольская работа, да и учеба, конечно, занимала очень много времени. Ей вполне хватало общества однокашников. Это не значит, что ей никто не нравился: нравился, например, и очень, парень с параллельного потока, но она как-то не решалась к нему подойти. Но однажды на картошке во время "посиделок" они оказались рядом и потом вместе вышли подышать воздухом: он обнял ее и, целуя, пытался залезть под рубашку, но Нора инстинктивно отпустила ему увесистую оплеуху. Больше, в трезвом виде, он ни разу не подошел. Нравились многие профессора - а их институт славился своими преподавателями - за интеллект и блеск мысли, особенно куратор их группы - "пока он говорил, я чувствовала, что могу пойти за ним на край света".
Но все это было несерьезно. Нора в первый раз задумалась о замужестве после окончания института, когда все ее приятели постепенно стали обзаводиться женами и детьми. Нет, ей пока еще не хотелось выходить замуж - сначала надо сделать диссертацию, но впервые она испытала, что такое одиночество. Иногда она эти горькие раздумья выбрасывала из головы и уходила с головой в работу, но они возникали с новой силой после очередной свадьбы. Она стала тщательнее одеваться, больше следить за собой, обращать внимание на новых мужчин, приходивших в лабораторию, - но никто не обращал внимания на нее! Она долго рассматривала себя перед зеркалом - ведь совсем не уродина! Многие хвалили ее ум - и она знала, что вовсе не из лести. Так чего же ей не хватает?
Одно время ей казалось, что у нее может что-то получиться с одним из ее старых друзей, так и не женившимся. Единственные холостяки в компании, они волей-неволей часто бывали вдвоем. Конечно, он был некрасив и совсем не похож на ее идеал, но... Очень скоро ее иллюзии развеялись: на очередную встречу Нового года он привел девушку, которую представил как свою невесту, и Hope понадобилось все ее самообладание, чтобы никто не заметил, как она разочарована. И вот наконец она влюбилась по-настоящему. В их сектор пришел новый лаборант, парень на несколько лет младше, скромный и очень исполнительный. Она вводила его в курс дела, они вместе ставили эксперименты, а кроме того, она помогала ему с учебой (он был студентом-заочником), и они часто засиживались вечерами в лаборатории. У них установились какие-то особые, очень теплые отношения, и Нора надеялась, что он вот-вот заговорит. И он заговорил. Покраснев, он заявил, что у него никогда не было таких друзей, как Нора, и только она может ему помочь, (c)н запутался в отношениях с одной женщиной, она беременна, он не хочет жениться, не он обязан жениться, и что Нора ему посоветует?
Эту ночь Нора провела без сна, рыдая в подушку. А на следующий день решила пойти к психологу, чтобы узнать, что с ней не так.
Одна из гипотез по поводу того, "что с ней не так", была уже высказана в начале главы, где мы говорили о блестящей карьере Элеоноры - карьере, более свойственной мужчине, чем женщине. Очевидно, мужчина с таким характером и стилем жизни был бы счастлив - а женщина? Увы, у Норы слишком много типично мужских черт характера и мало - женских, и именно это ей и мешает: ведь ощущает-то она себя женщиной, и несчастлива она чисто по-женски!
Уже в раннем детстве проявились эти ее особенности. Не суть важно, родилась ли Нора с мужскими задатками (судя по всему, это так), или они развились под действием воспитания. Уже в детстве Нора большую часть времени проводила с мальчиками, участвовала в мужских играх, усваивая мужскую половую роль (девочка такого склада в девчачьей компании, как правило, исполняет роль Папы, Милиционера и т. п.). Уже тогда она предпочитала брюки юбке, да и сейчас в платьях она ощущает себя "не в своей тарелке". А не напоминает ли ее непроизвольная пощечина желанному кавалеру неуклюжие ухаживания подростков, когда их любовь проявляется в дерганье за косичку и болезненных щипках? Как видим, сексуальность у женщин такого типа пробуждается поздно - никакие убеждения не удержат нас в некотором возрасте от необдуманных поступков, если человек уже созрел.
Для таких женщин, как Нора, характерно стремление всегда и во всем быть лидером, формальным и неформальным. Сама Нора - спортсменка, капитан команды, комсорг, председатель совета молодых ученых и т.д. Женщины этого типа очень часто выбирают специфически мужские и необычные профессии - они идут в следователи, капитаны дальнего плавания, летчики - и обычно достигают значительных успехов, обгоняя мужчин. Кстати, Нора ведь выбрала не женский филологический факультет (а языки ей давались легче, чем математика!), а сугубо мужскую физику.
Не стоит думать, что девушки с мужскими чертами характера встречаются так уж редко. Вот еще один вариант - девочка-мальчик, подросток с очень короткой стрижкой, узкими бедрами и прямыми плечами, 19-летняя Настя, студентка речного техникума - единственная девушка в группе и чуть ли не во всем учебном заведении. Она оказалась в сложной ситуации в связи с постоянными конфликтами с юношами-однокурсниками: они, в том числе и тот, в которого Настя была безответно влюблена, приводили в общежитие женщин, совершенно игнорируя ее присутствие, "не считая меня ни за женщину, ни за человека".
Мы уже говорили с Вами о двух типах "вечных невест" - о "тургеневских девушках" и девушках типа "последний шанс" В первом случае самооценка чаще всего завышена, чему способствует потворствующее воспитание и ощущение своей "исключительности"; серьезные удары судьбы вызывают ее резкое падение, но когда обстановка нормализуется, самооценка в качестве защитного механизма снова неоправданно завышается до следующего столкновения с реальностью. Девушки, которые входят в группу "последний шанс", характеризуются постоянно очень низкой самооценкой, они страдают сильнейшим комплексом неполноценности, им плохо не только в период реального кризиса, но практически всегда.
Девушки с мужским характером обладают высокой, чаще адекватной или чуть завышенной самооценкой, из кризисных ситуаций они обычно выходят быстро благодаря своей решительности и активности, и критические моменты в их жизни длятся недолго.
Интересно, что среди различного рода суфражисток и феминисток, борющихся за права женщин, деятельное ядро составляют именно женщины с мужским складом характера! Как активно они выступают за то, что быть более женственными женщинам, может, и не нужно! Классический пример такой феминистки - Энн Виккерс из одноименного романа Синклера Льюиса. Энн делает карьеру от простой надсмотрщицы до директрисы образцовой тюрьмы. (Типичная стезя! И по ту, и по эту сторону решетки часто встречаются такие характеры.) Но личная жизнь ее складывается далеко не так гладко: в ней поздно пробуждается женщина, и хотя она обращает на себя внимание мужчин, достойные претенденты жениться на ней не спешат - остерегаются ее независимого характера... В конце концов она рожает ребенка от возлюбленного и бросает нелюбимого мужа. Хотя роман и кончается хеппи-эндом, в него не очень-то верится. Кстати, в этом же романе описан и другой вариант отклоняющегося характера среди суфражисток, тогда очень шокировавший общество: это Белла Геррингдин, одевающаяся в утрированно строгий костюм, обладающая не только мужским характером, но и направленным на женщин половым влечением, лесбиянка, играющая в однополой любви активную мужскую роль.
Обречены ли женщины с мужскими чертами характера, или, если возьмем более примитивный вариант, "девочки-мальчики", на неудачную личную, женскую жизнь? Нет, конечно. И кстати, в этом может им помочь типично мужская черта - их активность. Они не любят сидеть сложа руки, и если их энергию направить в нужное русло, сколько дел они могут совершить! В том числе изменить в нужную сторону свое поведение.
Сначала необходимо уяснить, с каким типом мужчин могут ужиться такого рода женщины. Есть два варианта. Во-первых, это мягкие, слабые, неуверенные в себе, даже чуть женственные мужчины (помните Нориного лаборанта?). В такой паре оба партнера идеально дополняют друг друга. Парадокс в том, что именно такие мужчины как огня боятся активных, агрессивных, лидирующих женщин и бегут от них сломя голову. И второй вариант - это мужчины с еще более сильным, сверхмужским характером. Беда в том, что таких мужчин не так уж много, и они сами могут выбрать по контрасту очень женственную женщину. Иногда "сверхмужественность" может быть заменена огромным жизненным опытом, разницей лет - женщина может восхищаться мудрым профессором не меньше, чем молодым суперменом.
Таким образом, чтобы обрести возлюбленного, нужно прежде всего изменить свое поведение. Первая задача - сделать его более женственным. Если у Вас нет женственности внутри, это вовсе не значит, что Вы не можете сымитировать ее. Как ни странно, в первую очередь надо обратить внимание на одежду. Желательно вообще на год отложить в дальний ящик все брюки и даже дома ходить не в старых джинсах, а в домашнем платьице. Если Вы постоянно будете носить изящные платья, женственные юбки и блузки, туфли на высоких каблуках, то после периода определенного неудобства Вы волей-неволей усвоите более мягкую, женскую походку, а жесты потеряют свою резкость. Это особенно касается неуклюжих "девочек-мальчиков", над которыми часто смеются; вместо того чтобы обижать смехом, лучше тактично помочь сменить гардероб.
В тех исключительных случаях, когда по медико-психологическим показаниям пациентам производится смена пола, человек начинает стойко идентифицировать себя с вновь обретенным полом, реально ощущать себя мужчиной или женщиной с того момента, когда он переодевается в в соответствующую одежду.
Итак, внешне Вы стали женственнее; теперь Вы всегда выглядите нарядно, в красивом платье, на каблуках, с уложенными волосами и при макияже. Следующая задача - научиться кокетничать. Это вовсе не так просто, как кажется. Вы должны одеваться, двигаться и общаться с мужчинами именно как женщина, вызывая у них безусловно-рефлекторное отношение к себе именно как к особе противоположного пола.
Особенно важно в общении с мужчинами запрятать куда-нибудь подальше свои лидерские качества. Практически все мужчины, если и восхищаются умной, решительной женщиной-лидером, то на отдалении, а для дома предпочтут менее умную, красивую и яркую, но ту, с которой они ощущают себя мужчиной и главой семьи. (При этом они обычно осознают, что достаточно быть главой номинально, согласны переложить ответственность за семью на плечи жены, но при одном условии: жена должна уметь управлять мягко и незаметно, внешне это не проявляя. "Жена должна быть не головой, а шеей: куда шея повернется, туда глава семьи и посмотрит".) Итак, Вам необходимо научиться не командовать, исключить резкие нотки из голоса, не настаивать на своем, даже если Вы правы. Посмотрите, как заставляют мужчин выполнять свои желания некоторые Ваши знакомые, не поднимая глаз и не повышая голоса, и как счастливы бывают мужчины, думая, что они исполняют свои собственные желания.
Если Элеонора сможет кое-что изменить в своей внешности и, главное, в поведении - а я уверена, что она с этим справится, - то ее одиночество кончится, как только она найдет подходящего партнера, а учитывая ее почти исключительно мужскую среду обитания, можно с большой вероятностью предсказать, что это будет скоро.
Кстати, есть тип женщин с ярко выраженными мужскими чертами характера, которые очень редко попадают на прием к психотерапевту. Эти женщины, как и Элеонора, обычно делают яркую карьеру на чисто мужском поприще, но при этом их мужской характер полностью замаскирован подчеркнуто женственной внешностью, особым женским обаянием и кокетливостью, которые они не стесняются применять при достижении своих, в общем-то, мужских целей. У этих женщин обычно нет отбоя от кавалеров, но их браки не бывают прочными: те же качества, которые влекут к ним мужчин, как бабочек на огонек, мешают их семейной жизни. Лишь иногда, в период после очередного разрыва до очередного замужества, они задумываются, что же с ними не в порядке, но эти мысли очень быстро проходят. Такова, например, очаровательная авантюристка Трейси Уитни из романа Сидни Шелдона "Если наступит завтрашний день" (и одноименного популярного у нас фильма), полагающаяся только на себя и вовсе не желающая зависеть от мужчин, даже в нее влюбленных.
По материалам книги Ольги Арнольд
"Искусство быть счастливой"
2011-8-12 10:10