Люди они все, понятно, разные, и не всякий, кого вы встретите на своем пути в процессе профессиональной деятельности, будет соответствовать тем требованиям, которые так или иначе предъявляются к достойному объекту личных контактов в профессиональной сфере.
Частный случай № 2. Салли-Энн и Джен
Салли-Энн - менеджер в сфере розничной торговли. С недавних пор она работает на крупную сеть универмагов в роли вспомогательного сотрудника центрального офиса компании. Однажды на Салли-Энн вышла по телефону ее бывшая сослуживица Джен, высказавшая желание устроиться на работу в ту же компанию и выразившая надежду, что Салли-Энн замолвит за нее словечко. Уже с первых секунд разговора Салли-Энн горько пожалела о том, что вообще подняла трубку. Джен осталась в ее памяти как не особенно надежный, к тому же склонный к интригам человек. Сколь бы эгоистичным это ни показалось, но меньше всего Салли-Энн хотелось сейчас хоть как-то подорвать собственную репутацию в глазах своего нового начальства демонстрацией знакомства с таким человеком, как Джен. Не говоря уже о том, чтобы давать ей какие-то рекомендации!
Испытывая острую потребность в том, чтобы выиграть хоть немного времени для раздумий, Салли-Энн ответила, что сейчас у нее нет ни минутки, но что она обязательно сама перезвонит Джен на следующий же день. Прежде чем закончить короткий разговор, Джен все же успела сказать Салли-Энн, что вот уже три месяца сидит без работы и близка к отчаянию.
Положив трубку, Салли-Энн испытала приступ угрызений совести. Справедливо ли ее мнение о Джен? Возможно, не так она и плоха и вообще могла сильно измениться за те несколько лет, что они не виделись. Может быть, действительно замолвить словечко, никак не обозначив при этом своего отношения к кандидатке? Если сделать это, то Салли-Энн будет избавлена от необходимости говорить Джен, что ничем не сможет помочь. Ведь такая, как Джен, обязательно потребует объяснений.
Первое, что следует сказать по поводу приведенной ситуации, это то, что решение, к которому склоняется Салли-Энн, неудачное. Если Джен сможет устроиться в компанию и окажется именно такой, какой ее запомнила Салли-Энн, то все это
рано или поздно Салли-Энн аукнется. Ведь именно она "представила" Джен, следовательно, знала ее и представляла, что это за человек. Даже если Салли-Энн будет достаточно осторожна в своих оценках кандидатки, к моменту, когда возникнет проблема с Джен, о таких нюансах никто не вспомнит. Единственное, что отложится у людей в памяти, это то, что Джен устроилась в компанию через Салли-Энн. Следовательно, и вина лежит на ней, поскольку Салли-Энн либо намеренно скрыла правду о своей знакомой, либо просто не разбирается в людях. Какое именно мнение возобладает, не столь важно. В любом случае позиции Салли-Энн в глазах ее нового начальства будут подорваны.
Некоторые теоретики, разрабатывающие вопрос профессиональных связей, станут уверять вас, что плохих контактов не бывает. Мы придерживаемся иной точки зрения, и именно потому, что профессиональные связи - это улица с двусторонним движением.
Все, что вы делаете в рамках сети своих профессиональных связей, одновременно является выражением вашей готовности ответить услугой на услугу или намерения однажды в свою очередь попросить человека о поддержке. И если вас смущает мысль о том, что однажды ваши имена могут оказаться в одном ряду, то своими действиями вы сами готовите себе плаху.
Таким образом, главным правилом избирательного подхода к своим связям является отказ от контактов с теми, кто не проходит вашего собственного отборочного теста. А ваш отборочный тест - это все то же интервью длиною в жизнь, только на этот раз на месте интервьюера сидите вы сами. И не забывайте, что речь идет о ваших собственных связях, вы - единственный их обладатель, а потому и стандарты отбора кандидатов на принадлежность к этому кругу избранных устанавливаются только вами самим. Осуществляя свой отбор, придерживайтесь следующей внутренней позиции:
• Сохранять твердость. Не давать слабину. Не позволять себе того, к чему склоняется Салли-Энн, и не давать другим шанса воспользоваться вашей минутной слабостью, вызванной жалостью или сентиментальными воспоминаниями о давно минувших днях. Мысленно держите перед собой пример Маркуса и решите для себя, что единственного неудачного опыта общения достаточно, чтобы навсегда вычеркнуть человека из списка своих профессиональных контактов.
• Быть последовательным. Если сомневаетесь в ком-то, то прочь сомнения, - вопрос решен. Помните: на карту поставлена ваша репутация.
• Отслеживать ситуацию. Люди меняются, и не всегда в лучшую сторону. Если кто-то вас подводит, будьте готовы с ним расстаться. Что касается круга ваших собственных профессиональных связей, то пожизненного членства в нем не существует.
Право единоличной собственности на круг своих связей подразумевает и право набора и увольнения членов этого круга. И пока вы размышляете над предыдущим предложением, параллельно поразмыслите над следующими двумя утверждениями: гораздо легче отказаться от того, кто не является вашим другом (преимущество соблюдения дистанции); в обширных связях нет ничего хорошего, если это плохие связи (само по себе количество контактов ничего не дает). Мы говорим это для того, чтобы предупредить ваши возможные страхи относительно того, что придется расстаться со слишком многими людьми. С точки зрения управляемости связей (возможности заставить их делать то, что вам нужно) компактная сеть, составленная из тех, кому вы можете доверять на все сто процентов, является идеальным вариантом.
Избирательность посредством отказа от контакта с людьми, которым сами вы не хотите оказывать каких-либо услуг, - это прекрасно, но таким способом не разрешить проблемы, с которой столкнулась Салли-Энн. Как вы помните, Джен позвонила ей совершенно неожиданно. Ситуация никак не была связана с выбором самой Салли-Энн, поскольку предложение о контакте поступило с бокового ответвления супермагистрали ее профессиональных связей, о появлении которого Салли-Энн и не подозревала.
Так как же быть в подобных случаях? Полумеры тут неуместны. Салли-Энн следует как можно быстрее умыть руки, и если одновременно ей удастся дать понять Джен, что любые последующие обращения с ее стороны постигнет та же участь, то тем лучше.
Открытая и откровенная позиция в разговоре с Джен, ясное и недвусмысленное заявление о том, что ходатайство за нее перед начальством невозможно, безусловно, дадут желаемый эффект. Ситуация будет разрешена, и если только Джен не отличается особой толстокожестью, Салли-Энн больше никогда о ней не услышит. Впрочем, на деле для Салли-Энн, как и для многих из нас, проявление столь нелицеприятной и бесцеремонной откровенности, в особенности по отношению к знакомому человеку, может оказаться слишком тяжелым испытанием. Поэтому в реальной жизни человек, к которому обращена неуместная просьба, часто начинает оправдываться и на ходу изобретать предлоги для отказа ("Сейчас у нас нет никаких интересных вакансий" или "Рад бы помочь, но ближайшие три недели я буду в отъезде" и т.д., и т.п.). Так ли уж плохи эти средства? В общем-то нет, если они действительно позволят сорваться с крючка нежелательного контакта и не связать себя при этом никакими обязательствами. Однако, если вам достался действительно тяжелый случай, то какая-нибудь Джен вновь появится у вас на горизонте, и вам придется снова вилять и оправдываться. Слава Богу, даже самые настойчивые в конце концов отчаиваются биться головой в стену. Как указывалось нами ранее, без поощрения контактов и наличия двустороннего движения связи отмирают естественной смертью. В контексте их избирательности естественная смерть нежелательных связей как раз и является искомым результатом.
WWWoman.ru »2011-8-12 10:09