Вероятно, величайшим прорывом в области человеческого потенциала в двадцатом веке стало открытие самоконцепции (self-concept). Идея заключается в том, что каждая личность развивает определенный набор убеждений о самом себе, начиная с рождения. Ваша самоконцепция становится определяющей программой вашего подсознательного компьютера, определяющего ваши мысли, высказывания, чувства и действия. По этой причине, все изменения, происходящие в вашей жизни, начинаются с изменений вашего образа мыслей и чувств по отношению к себе и своему миру.
Ребенок появляется на свет, не имея самоконцепции вообще. Каждая мысль, мнение о чем-либо, чувство, отношение к чему-либо, шкала ценностей, которая есть у взрослого человека - всему этому вы научились в детстве. То. чем вы являетесь на сегодняшний день - это результат идеи или впечатления, которое вы восприняли как истину. Когда вы верите, что что-либо является истиной, это действительно становится истиной для вас, даже если фактически это не так. «Вы не такой, как вы думаете, но вы такой, как вы думаете»
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ САМЫЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ
Если вас воспитывали родители, которые постоянно говорили, какой вы славный, которые любили вас, поддерживали, поощряли, верили в вас, что бы вы делали или не делали, вы вырастаете уверенным в себе человеком. К трем годам эта уверенность стабилизируется и становится основной частью восприятия себя во взаимоотношениях с вашим миром. Впоследствии, что бы с вами не происходило, вы будете придерживаться этого убеждения. Это станет вашей реальностью.
Если же вас вырастили родители, не знающие насколько большую роль в формировании вашей индивидуальности могут играть их слова и поведение, то они легко использовали разрушительные для ребенка приемы: критика, неодобрение, физическое или эмоциональное наказание, как средство дисциплины или контроля. Когда ребенка в раннем возрасте постоянно критикуют, вскоре он делает вывод, что с ним что-то не так. Он не понимает, за что его критикуют или наказывают, но он считает, что родители лучше знают и он все это заслуживает. У него появляется чувство никчемности, ему кажется, что его не любят. Он не достоин, должно быть, он - никчемный.
Почти все личностные проблемы юности и взрослых людей коренятся в том, что психологи называют «недостатком любви». Ребенку необходима любовь так же, как розам - дождь. Если ребенок чувствует себя нелюбимым, у него появляется ощущение беззащитности и неуверенности. Он начинает использовать замещающие, компенсаторные типы поведения, чтобы справиться с этим внутренним беспокойством. Это чувство отсутствия любви проявляется в скверном поведении, личностных проблемах, приступах злости, депрессии, отчаянии, недостатке устремлений, проблемах во взаимоотношениях с другими людьми.
ВЫ РОЖДЕНЫ БЕССТРАШНЫМ
Ребенок рождается, не имея страхов, кроме боязни упасть или громких звуков. Все остальные страхи приобретены за время взросления.
Два главных страха, которые в нас развиваются - это страх неудачи или потери и боязнь критики или отказа. Страх перед неудачей мы познаем, когда нас постоянно ругают и наказывают за попытки сделать что-то новое или непривычное. На нас кричат, нам говорят: «Нет! Уйди оттуда! Прекрати! Положи на место!» Физические наказания, отказ в любви пугают нас и заставляют чувствовать себя незащищенными, часто это сопровождается окриками и руганью.
И вскоре мы начинаем верить, что мы слишком малы, слишком слабы, несведущи, непослушны и неспособны сделать что-либо новое или по-другому. Мы выражаем это чувство словами: «Я не могу, я не могу, я не могу». И когда бы вы не подумали о том, чтобы сделать что-то новое, требующее от вас инициативности, вы автоматически начинаете испытывать страх, внутреннюю дрожь и спазмы в желудке. Мы реагируем так, как будто ждали шлепка. И повторяем «я не могу» снова и снова.
Боязнь неудачи является первопричиной неудач и провалов во взрослой жизни. В результате разрушительной критики, которой мы подвергались в детстве, мы сдерживаем себя, став взрослыми. Мы сдаемся, не сделав даже первой попытки. Вместо того, чтобы задействовать наши потрясающие мыслительные способности и найти способ, как добиться желаемого, мы используем нашу способность рассуждать, чтобы найти причины, по которым мы не можем этого сделать и почему желаемое дли нас просто невозможно.
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ
Второй наш большой страх, подрывающий веру в себя, разрушающий желание добиться счастья в жизни - это страх быть свергнутым, получить отказ, и как проявление этого - критика. Это чувство привито нам еще в раннем детстве нашими родителями, когда они выражали недовольство тем, что мы делали, или не делали того, что от нас ожидали. Они были нами недовольны, сердились на нас и лишали любви и одобрения, которые так нужны нам в детстве.
Страх быть нелюбимым и одиноким настолько травматичен для ребенка, что вскоре он начитает делать все, только бы угодить родителям. При этом ребенок утрачивает естественную спонтанность и уникальность. Он думает: «Я должен! Я должен! Я должен!». Он приходит к выводу: «Я должен делать то, что хотят от меня мама и папа, или они не будут любить меня, и я останусь совсем один!»
УСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ
Взрослый человек, которого в детстве любили «условно» (как противоположность любви «безусловной», являющейся величайшим даром одного человека другому), становится гиперчувствительным к мнению окружающих. В этой крайней форме, он не способен действовать, если есть хоть малейшая возможность неодобрения. Он проецирует свои взаимоотношения с родителями в детстве на отношения с важными для него людьми во взрослей жизни - супруг(а), начальник, родственники, друзья, представители власти - и отчаянно пытаются заслужить их одобрение или, по крайней мере, не потерять их расположение.
Боязнь провала и отказа, вызванные разрушительной критикой в раннем детстве - корень несчастья и постоянного ощущения тревоги у взрослых людей. Мы все время думаем: «Я не смогу!» или «Я должен!». Хуже всего, когда мы думаем «Я не могу, но я должен!» или «Я должен, но не могу!».
У нас есть желание действовать, но мы боимся неудачи или потери, и, даже не опасаясь потерь, боимся неодобрения. Мы желаем самоутвердиться на работе или дома, но испытываем страх Потерпеть неудачу или подвергнуться критике, или того и другого сразу.
Жизнью большинства людей управляет страх. Вся их деятельность направлена на то, чтобы избежать провала и не быть раскритикованным. Все их мысли о том, как сохранить свою защищенность, а не добиться своих целей. Они предпочитают безопасность действию и использованию своих возможностей.
Брайан Трейси
«Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь»
Перевод Гриневой Н.И.
2011-8-12 11:13