Отождествление с Деметрой
Женщина, которая отождествляет себя с Деметрой, действует подобно щедрой материнской богине с безграничной способностью отдавать. Она не может сказать "нет", если кто-то нуждается в ее внимании и помощи. Эта характерная особенность Деметры заставляет женщину разговаривать по телефону с депрессивной подругой дольше, чем хочется, соглашаться остаться с чужими детьми вопреки своему желанию или посвящать свой свободный день помощи кому-то, вместо того чтобы сберечь это время для себя. Деметра присутствует в психотерапевте, дарящей озабоченному, беспокойному клиенту дополнительный час – свой единственный перерыв в тяжелом дневном расписании. Ее вечера неизменно прерываются длительными телефонными разговорами, а на скользящей шкале гонораров она всегда обнаруживается в самом низу. Этот инстинкт взращивать и вскармливать может в конце концов истощить женщину, чья профессия заключается в помощи, и привести к симптомам "перегорания" – усталости, утомлению и апатии.
Когда женщина инстинктивно говорит "да" каждому, кто чего-то от нее хочет, она будет постоянно обнаруживать, что взяла на себя чрезмерные обязательства. Она не является источником неограниченных природных ресурсов, даже если и другие люди, и Деметра внутри нее ожидают, что она будет такой. Женщина-Деметра должна противостоять богине снова и снова, если ей необходимо позаботиться о своей собственной жизни. Вместо инстинктивного ответа Деметры – "да" – она должна выработать способность выбирать, когда, как и кому она будет отдавать себя и свое время. Чтобы поступать так, она должна научиться говорить "нет" – как человеку, который чего-то от нее хочет, так и богине внутри.
Материнский инстинкт
Если архетип очень силен, женщина-Деметра может не суметь сказать "нет" возможности забеременеть. Поскольку для нее материнство – внутренняя настоятельная потребность, женщина-Деметра может бессознательно и тайно сговориться с архетипом Деметры, забыть, в какой период она способна к зачатию, или "быть беспомощной" в использовании противозачаточных средств. Поэтому она может обнаружить, что беременна, когда обстоятельства далеки от идеала.
Женщина-Деметра должна быть способна решать сама, когда и от кого она хочет иметь ребенка. Ей необходимо осознавать, что Деметру внутри нее не интересуют реалии ее жизни и не беспокоит время. Если беременность должна состояться в наименее подходящее для этого время ее жизни, женщине следует сопротивляться Деметре, будучи бдительной при использовании противозачаточных средств.
Усталость, головные боли, менструальные нарушения, язвенные симптомы, высокое кровяное давление и боли в спине обычны для женщин-Деметр, затрудняющихся сказать "нет" или выразить гнев, когда они слишком много работают, перегружены своими обязанностями или уходом за детьми. Посредством этих симптомов она косвенным образом передает сообщение: "Я истощена, подавлена и больна – не просите меня сделать что-то еще!" Они также указывают на вялотекущую хроническую депрессию, наступающую, когда женщина не может эффективно протестовать, подавляет свой гнев и возмущается сложившейся ситуацией.
Воспитание зависимости
Чрезмерная, избыточная способность женщины-Деметры относиться по-матерински к окружающим может быть не лучшей ее чертой: она хочет, чтобы ее ребенок нуждался в ней, и беспокоится, когда он не находится под ее контролем. Она будет поощрять зависимость и держать ребенка "привязанным к своей юбке". Так же она поступает и в других близких отношениях. Например, она может взрастить "зависимого ребенка", когда лелеет "бедного маленького мальчика" в своем любовнике или заботится о "беспокойном ребенке" в своей подруге.
Такая женщина благодаря своим стараниям быть необходимой ("мама знает лучше") или чрезмерному контролю ("позволь мне сделать это за тебя") делает окружающих инфантильными. Эта тенденция внушает окружающим ощущения неуверенности и неприспособленности. Деметра может поощрять свою юную дочь учиться готовить пищу. Но при этом неусыпно наблюдает и в конце непременно делает замечания. Что бы дочь ни делала, мать передает ей сообщение типа "это недостаточно хорошо" и "тебе необходима я, чтобы сделать это правильно". В рабочей ситуации происходит то же самое. Она – руководитель, наставник, который "лучше всех знает", как работа должна быть выполнена, и поэтому может перехватывать ее, что подавляет инициативу и уверенность в себе в ее "ребенке" и увеличивает ее собственную рабочую нагрузку.
Женщина-Деметра чувствует себя спокойно и надежно, если окружающие нуждаются в ней. Но по мере роста их независимости и компетентности она начинает ощущать угрозу для себя. Чтобы сохранять ее благосклонность, получать ее заботу и участие, часто требуется сохранение зависимой роли. Воспитывает ли женщина-Деметра зависимость или, наоборот, ощущение безопасности, способствующее развитию другого человека, зависит от того, насколько она сама ощущает себя в безопасности. Если она боится, что потеряет этого человека или что ее "ребенок" "недостаточно хорош", ощущение ненадежности превращает ее в постоянно присутствующую рядом, собственническую, чрезмерно контролирующую и ограничивающую или подавляющую мать.
В моей практике одна молодая мать осознала еще во время младенчества своего ребенка, что она относится к типу матерей, которым тяжело принимать его рост. Первый этап борьбы она выдержала, когда пришло время начинать кормить ребенка обычной пищей. Она кормила грудью, наслаждаясь исключительностью их связи и зависимостью младенца от нее. Когда пришло время вводить в его рацион твердую пищу, ее муж решил подключиться к кормлению с ложечки, и это был новый шаг в отношениях отца и дочери. К счастью, альтруистическая мать в ней знала, что наступило время давать твердую пищу и все больше делить ребенка с мужем, хотя собственническая мать в ней хотела сопротивляться этому как можно дольше. Победило желание делать то, что было наилучшим для ребенка. Но, даже поступая так, она временами переживала, подобно Деметре, горюющей над своей потерей.
Собственнические женщины-Деметры преодолевают свои ограничения, отпуская потребность держать других людей в зависимости, "под каблуком". В этом случае взаимная зависимость может превратиться во взаимное понимание, признательность и любовь.
Пассивно-агрессивное поведение
Женщина-Деметра, не способная сказать "нет", становится чрезмерно загруженной, а затем – истощенной и апатичной или возмущенной, обиженной и рассерженной. Если она чувствует, что ее эксплуатируют, она, как правило, не выражает это прямо, проявляя при защите своих интересов ту же нехватку напористости, которая заставляла ее говорить "да", когда она должна была сказать "нет". Вместо того чтобы выразить свой гнев или настоять на том, чтобы что-то изменилось, женщина-Деметра, вероятнее всего, игнорирует свои чувства или ощущения, считая их невеликодушными, и работает с еще большим напряжением.
Когда она старается подавить свои подлинные чувства, а они так или иначе обнаруживаются, она начинает проявлять пассивно-агрессивное поведение. Тогда она "забывает", что следует немного отклониться от своего пути, и не делает покупок по списку своего соседа, попросившего ее что-то приобрести; она пропускает крайний срок или опаздывает на важную встречу. Таким способом она уменьшает бремя своих забот, которое предполагала нести, бессознательно проявляет свою враждебность, косвенным образом выражает свое возмущение и отстаивает свою независимость. Было бы гораздо лучше, если бы она в первую очередь научилась говорить "нет", потому что пассивно-агрессивное поведение вынуждает ее производить впечатление некомпетентной и испытывать чувство вины.
Необходимо целеустремленно придавать тому же самому действию совершенно иное значение. Прямой отказ сделать то, что ожидают от тебя, и объяснение причин – это ясное сообщение; пассивно-агрессивное поведение – путаное, закодированное во враждебном акте. Если другой человек заботится о твоих потребностях, достаточно ясного заявления. Такое заявление иногда просто необходимо, если другой человек рассчитывает получить нечто за твой счет. Зевс не обращал внимания на Деметру, пока она не "объявила забастовку".
Пока Деметра не отказалась действовать как богиня плодородия, Зевс не обращал никакого внимания на ее страдания. Когда ее запрет произрастать чему-либо стал угрожать голодом, Зевс забеспокоился, потому что в случае упорства с ее стороны ни один смертный не остался бы в живых и некому было бы почитать богов. Только тогда он обратил на нее внимание и послал Гермеса привести Персефону из подземного царства. Однажды, когда женщина-Деметра осознает свои ею же самой подавляемые потребности и нужды и свой гнев из-за того, что эти потребности другими не принимаются в расчет, она сможет что-то изменить в своей жизни. Низкооплачиваемая и постоянно усталая ценная работница может изложить свои претензии, рассчитывая на заслуженное повышение и дополнительную помощь, и оставаться неуслышанной до тех пор, пока не даст ясно понять своему начальнику, что продолжать работать, как прежде, она не будет.
Депрессия: пустое гнездо и пустота
Когда женщина-Деметра теряет близкие отношения, в которых она исполняла роль материнской фигуры, утрачиваются не только отношения и любимый человек, но и ее роль матери, дававшая ей ощущение силы, собственной значимости и смысла. Она остается с пустым гнездом и ощущением пустоты.
Реакцию женщин, посвятивших жизнь своим детям, на их уход от матери описывает термин "депрессия пустого гнезда". Женщины-Деметры подобным образом могут реагировать и на окончание любовной связи. Такая же реакция возможна у подобной женщины и в случае, когда она годами "пестовала" какой-то проект, но он потерпел неудачу или был доведен до завершения другими людьми. Подобные организационные трудности оставляют у нее ощущение, что она "ограблена" и отвергнута.
Самое экстремальное проявление архетипа – случай, когда депрессивная женщина-Деметра лишается способности действовать и нуждается в психиатрической госпитализации. Она может стать персонификацией горюющей богини, безрезультатно искавшей Персефону по всей земле. Подобно Деметре, она может не есть, не спать, не заботиться о собственной гигиене. В тяжелой "возбужденной" депрессии она может шагать взад и вперед, двигаясь без отдыха, заламывая руки и горюя. Или же сидеть, как Деметра в Элевсине, ушедшая в себя, неподвижная, ни на что не реагирующая. Ничто ее не интересует, все кажется мрачным и бессмысленным. Она ощущает, что у нее нет сил жить и развиваться. Эта реакция представляет собой тяжелую апатичную депрессию. В обеих реакциях, возбужденной и апатичной, в основе депрессии лежит враждебность: женщина находится в состоянии гнева оттого, что исчез источник смысла ее жизни.
Когда горюющая Деметра госпитализирована, она, конечно, нуждается в профессиональной помощи. Но если бы она знала, что так восприимчива к депрессии "пустого гнезда", и применила четыре профилактические меры, ее реакция могла бы быть не столь тяжелой.
• Обучение тому, как выражать своей гнев, вместо того чтобы погружать его внутрь себя, ослабляет депрессию.
• Обучение умению говорить "нет" помогает избегать состояния истощения и подавленности из-за чрезмерных нагрузок и ощущения измученности и непризнанности.
• Обучение способности "идти и развиваться" оберегает от щемящей боли, когда дети, те, за кем она присматривает, служебный персонал или клиенты возмущают ее и она нуждается в отдалении от них.
• Развитие иных богинь внутри себя обеспечивает ее другими интересами, помимо материнских.
Джин Шинода Болен
«Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь»
Перевод Г.Бахтияровой и О.Бахтиярова
2011-8-12 11:09