«Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками.
Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат.
Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».
Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар ходите по коледе означало поздравлять с Новым годом; у словаков коледовать значило благословлять в Новый год; у задунайских славян коледою именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и отдаривании, и это называлось коленда.
В России коляды две: одна перед Новым годом — Васильевская; вторая перед Богоявлением — Крещен ская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая — постной.
Канун Нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.
Кто не провожает старого и не встречает Нового года с особой радостью? Иному прошлый год был несчастлив, но и тот его провожает в надежде найти в новом году счастье для себя. Другой радовался и наслаждался всеми земными благами и встречает Новый год с трепетным волнением: таков ли он будет для него и теперь? Все чувства заняты тревожными гаданиями...
Ряженые, рождественские игры, гадания, песни — нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями.
Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова-то двора;
Петров-то двор железный тын:
Среди двора три терема стоят,
В первом терему светел месяц,
В другом терему красно солнце,
А в третьем терему частые звезды.
Светел месяц— Петр, сударь,
Свет Иванович;
Красно солнце— Анна Кирилловна;
Частые звезды— то дети их.Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, На долгие веки, на многие лета.
С 25 декабря начинались на Руси Святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводили в славлении и виршевании. Славление заключалось в хождении с вертепом,* звездой, рацеями и виршами. Вертеп в Сибири, например, устраивался в виде ящика с двумя ярусами. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем — Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ним по домам. За пение награждали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один человек носил кузов, деньги в тарелку собирал сборщик. На рассвете к ним присоединялись губочники, которые участвовали в дележе.
Хождение со звездой было общепринятым на Руси. Звезда делалась из бумаги величиной с аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами. Мальчики, прогуливаясь по улице, поворачивали звезду в разные стороны.
За свое пение славельщики получали подарки. Они приходили к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи переходили по наследству из поколения в поколение.
Славление у взрослых начиналось около полудня. В старину в нем участвовали все сословия. Корнелий Брюин так описывал московское славление: сначала появлялись два человека с барабанами и ударяли по ним палочками; за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, пели стихеры и поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю в подарок деньги и угощал всех славельщиков. Великий Петр участвовал в славлении в 1702 году с великолепным поездом у Бранса и Лупса. Славельщиков записывали в списки и за небытие наказывали плетями.
Вертеп — ящик, с которым ходили на Святках. В нем устраивалось представление об обстоятельствах рождения Христа.
Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м.
Рацея — колядка, речь певучим говорком при поздравлении колядующими на Рождество, например, такими словами: «Встань, хозяин, да покатись в подполье, да по пироги, по шаньги, по мягкой хлеб да по деньги в зеп». (Зеп — карман, мошна.)
В наши дни вместо славления взрослые ездят с поздравлениями в гости к родным и знакомым.
С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания.
Васильев вечер для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и что бы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
В Васильев вечер происходили варение каши, засевание зерен, хождение по домам.
Варение каши совершалось до рассвета. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу.
Старший мужчина приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться беда. Когда нужно бьшо затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к ним гостевать».
После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со свои добром».
Первым делом смотрели: полон ли горшок. Нет хуже несчастия, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул — тоже хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку: каша полная, красная предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. Завтрак из каши заканчивал попытки предсказать будущее. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.
В некоторых местах для Васильева вечера варили свиные ноги. Поселяне ходили в этот вечер под Окнами, собирали пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, толпа причитала: «Кишку да ножки в верхнее окошко».
WWWoman.ru »2011-8-12 10:10