Только такое радикальное превращение обязанности в любовь, увлечение или удовольствие позволяет человеку воспринимать работу как игру. Он полностью присутствует как личность именно здесь и сейчас. Он отдает свое сердце, внимание и стремление работе, полностью концентрируясь на ней. Он поглощен своим делом настолько глубоко, что его сознание обретает некую иную форму. И поэтому такой человек пополняет свою энергию, развивает свой интеллект и способен посвятить всего себя любимой работе. Такой тип личности уже достаточно развит, чтобы иметь основания заявлять, как это сделал мой знакомый:
«Да, можно сказать, я люблю свою работу. Я всегда говорю что, когда вы не замечаете разницы между работой и забавой, тогда вы просто-напросто счастливы».
Во всех случаях побочным продуктом полностью присутствующего, увлеченного, сконцентрированного и преданного ума является особый тип побуждения к деятельности. Эта внутренняя необходимость, ощущаемая особенно остро, когда человек увлечен чем-либо жизненно интересным для него, есть результат «внутреннего толчка» к самовыражению, пониманию работы, осуществлению желаемого, созиданию. Она включает подчинение внутреннего «Я» интересам дела, когда человек становится единым целым с работой, живет ею. В этом смысле, через погружение в работу и олицетворение себя с ней, человек исчезает.
Шунри Судзуки, глубоко уважаемый мастер Дзен, описал этот феномен в классическом для Дзен понимании вопроса. Он описывает Будду более озабоченным изготовлением хлеба, а не метафизическими вопросами. Будда открыл, что насущный труд изготовления хлеба, повторение этого процесса снова, снова и снова — это способ открыть, как «стать» хлебом, способ слиться с действием и этим превзойти себя. Будда стал хлебом, когда изготавливал его. До такой степени он вкладывал себя в работу. Судзуки далее сравнивает это состояние с процессом рисования.
«Чудесная картина есть результат ощущения в ваших пальцах. Если вы чувствуете плотность краски на вашей кисти, картина уже перед вами, еще до начала рисования. Когда вы опускаете кисть в краску, вы уже знаете результат, иначе вы не сумеете рисовать. Поэтому, прежде чем вы сумеете сделать что-то, оно уже существует... Результаты работы содержатся в вас. Это ваше существование».
Подобное восторженное состояние недоступно для закрытой или ограниченной личности. Оно, независимо от физических или окружающих условий, в которых находится личность, создает ощущение чуда, благоговения и очарования. В реализующейся личности это состояние взращивает любовь, в том смысле, что работа некоторым образом священна — хотя и не обязательно напрямую связана с религиозными концепциями или догмой. Человек ощущает, что работа является частью чего-то вселенского, особого, священного. Он ощущает себя так потому, что часть его растворяется в работе, как об этом прекрасно рассказал Судзуки. Он ощущает священность момента, так как живет полным сознанием, посвящая все свое внимание данному моменту. Даже если он занимается самым обыкновенным делом, одно понимание, что работа для него значима, может привести его в состояние приподнятого настроения. И он сливается со своей работой. Или же он так поглощен своей деятельностью, что чувствует себя частью чего-то большего. Как бы это ни происходило, его полная сосредоточенность и преданность поднимают его из состояния обычного самосознания, позволяя полностью функционировать в данный момент. Это не столько ощущение, сколько уровень существования. Я бы пошла еще дальше, сказав, что само это состояние вызывает чувство любви. И возможно, это и есть первичный лик любви.
Любовь проявляет многие свои лики через нас во время работы. Беседы с преуспевающими людьми показывают, что они понимают это по-разному. Одним из таких проявлений может быть продолжительное, страстное желание человека создать что-нибудь уникальное и красивое. Молодой архитектор признавал, что деньги не являются его главной целью, основное честолюбивое стремление его — создание хорошей архитектуры. Это и есть иллюстрация подобной стороны любви. Его творческая энергия, влечение сердца обретают силу и жизнь путем его работы с формами, его служения на благо другим, способности переводить в строительные чертежи скрытые образы красоты, которые приносят в уме клиенты.
«Любимое дело приносит достаток»
Марша Синетар
2011-8-12 10:58