При честных ответах все эти вопросы помогают увидеть, как мы подошли к оценке собственной привлекательности.
Наши ответы определяют уровень признания собственного «я», ощущения исконного права на определенное место в структуре общества (что в огромной степени связано с уже созревшим ощущением своей ячейки на рынке труда) и, в конечном счете, на место в мире вообще.
Те, кто чувствовал себя достойно в детстве, привыкают, что могут честно высказывать мнение и заявлять о нуждах, иметь свои предпочтения, что их не отвергнут, если они обратятся с просьбой. Это крайне важный урок и одновременно дар. Поэтому, когда люди заранее ощущают, что им откажут, они подавляют такие запросы в себе. И в результате, если они слишком робкие, или их чересчур сурово обрывали, когда они высказывали свои мысли, люди забывают, чего хотят, как это было с менеджером, чьи слова открывали эту главу.
Помню, в детстве, родители, родившиеся и выросшие в Европе, учили меня ничего не просить. Перед тем, как пойти со мной в гости, меня инструктировали не просить попить, не проситься в туалет, не брать печенье, когда его предлагают. «Возьми только одно печеньице. И просто сиди, как воспитанная хорошая девочка!» Читатели могут представить, какой я со временем стала «воспитанной» от таких поучений. Я была уверена, что «хорошие девочки» не спрашивают. К счастью, потом, столкнувшись с массой ситуаций, я узнала, что нет ничего неприличного в обыкновенной просьбе. Если бы не был усвоен этот важный урок, мне было бы куда труднее определить, чем заняться в жизни.
Нужны определенные усилия, чтобы высказать ту или иную просьбу, особенно, если вы младший в семье, где хмурые старшие уверены, что лучше знают, что нужно вам, а что нет. Это еще более важно для детей, которые по природе робки или рассматривают вещи, людей и события как нечто пугающее и неуправляемое.
Чтобы быть объективными, отметим: дети по-разному понимают слова и поступки родителей. Одни считают малейшую критику отповедью, резким отторжением, другие — более спокойны и устойчивы в отстаивании своего «Я». Некоторые от природы агрессивны и еще до своего рождения колотят ножками в утробе матери. Другие — спокойные и молчаливые, просто ангелы.
Большая часть представления о себе складывается из понимания, какими считают нас родители, точнее, как, по нашему мнению, они обращаются с нами. Вероятнее всего, именно в этот деликатный период жизни мы ставим цели и обдумываем планы, которые станем воплощать в будущем. Мы просто проглатываем события, переваривая их в информацию о нашем позитивном росте и способностях или слабости и неумении. Затем мысли, выстраиваясь в ряд, формируют базис всей жизни.
Если мы осознаем, что мы «в порядке», то искренне верим, что «Очень хорошие», и жизнь будет прекрасной и веселой. Если же из поведения и разговоров следует вывод, что нам чего-то недостает, напрашивается посылка, что вряд ли мы достигнем настоящего личного счастья. Тогда мы верим, что не заслуживаем того, чего хотим. Таким образом, мы сами себе приказываем привыкнуть к невыгодному положению, приучиться жить в тревоге и серости, к лишенному блеска существованию — вечно удивляясь, почему именно мы испытываем страдания. Но возможна и вера в лучшую долю, которую обрела женщина, сумевшая покинуть свой нищий дом. И тогда мы будем стремиться к воплощению своей веры.
Все вышесказанное подводит к одной мысли: именно в детстве формируется наша взрослая трудовая жизнь. Это включает в себя способность определять, чем хотим заниматься, когда вырастем, способы решения или ухода от проблем, желание стоять в стороне от толпы, умение принимать ответственность за принятые решения и поставленные цели.
Люди с высокой самооценкой следуют своим представлениям, мотивам и целям в жизни. В то же самое время они чувствуют связь с другими людьми, и, улучшая собственную жизнь, облегчают существование других.
«Любимое дело приносит достаток»
Марша Синетар
2011-8-12 10:51