Вступив в брак или длительную связь с мужчиной, большинство женщин сознательно или бессознательно полагают, что они уже сделали первый шаг к исполнению своей мечты. Связав жизнь со взрослым человеком, женщина думает, что они будут все вместе обсуждать, будут смеяться, играть, наслаждаться общением друг с другом, любить друг друга, вместе решать разные проблемы и строить честные и справедливые семейные отношения. У некоторых все именно так и складывается, но для многих семейная жизнь очень скоро оборачивается неприятным открытием. «Мужчина ее мечты» оказывается «ребенком».
Что это значит? Кто такой этот мальчик-мужчина? Чтобы объяснить этот феномен, вспомним, как ведут себя дети. Возьмем обыкновенного ребенка и наделим его мужским телом и всей той властью и привилегиями, которые полагаются взрослому мужчине. Результат будет ужасающим.
Обычно дети очень эгоцентричны. Весь мир вертится вокруг них и их потребностей. Если ребенок голоден, он требует внимания, крича до тех пор, пока его не накормят. Если ребенок постарше захочет, чтобы на него обратили внимание, он будет шалить и никому не даст покоя, пока не добьется своего. Если рассердится, то будет кричать на окружающих. Если расстроен, станет вести себя раздраженно. Если ему не удается получить желаемого, он может обидеться и замкнуться. (Знакомая ситуация?) Каждая из подобных незрелых реакций абсолютно естественна и приемлема для детского поведения, это норма для того, кто еще не успел созреть. Но не для взрослого.
Здоровый, нормально развивающийся ребенок постепенно осознает, что в мире существуют и другие люди со своими потребностями и что они имеют такое же право на их удовлетворение. В большинстве случаев взросление происходит не само собой, а при помощи, под руководством и на примере важных в жизни ребенка взрослых.
Одно или несколько из нижеперечисленных обстоятельств могут помешать детям повзрослеть. Во-первых, некоторые родители не в состоянии помочь своим чадам в личностном становлении, потому что сами еще дети. Во-вторых, многие родители, сами благополучно достигшие зрелости, не хотят поддерживать детей на этом пути из-за благородного убеждения, что у ребенка должна быть свобода выбора. Следуя этим взглядам, родители отказываются передавать свои ценности детям. Например, религию. С начала семидесятых годов от родителей нередко можно услышать: «Я не собираюсь навязывать детям религиозные убеждения. Когда они станут достаточно взрослыми, они сами сделают свой выбор». Другая ценность — нормы поведения в обществе. Сталкиваясь с грубостью ребенка или с недостаточным уважением к людям, многие родители предпочитают отмолчаться, считая, что наказывать детей нельзя.
Это выглядит довольно странно, ведь человеческие ценности не могут возникнуть в духовном вакууме. Если родители не привьют наследникам базовую систему ценностей, то те получат ее, играя со своими сверстниками или общаясь с другими взрослыми, наберутся от телевидения или компьютерных игр. Детям нужна база, некая стартовая площадка для построения своего собственного мировоззрения. Некоторые целиком перенимают родительские ценности, изменяя и адаптируя их, другие восстают против родительского миропорядка, выстраивая свой собственный. Отказываясь дать потомству моральные установки, родители отпускают его в плавание по бурному морю жизни без карты и весел.
Третья причина в том, что родители и окружающие взрослые, поняв, что не справляются с трудностями воспитания, в конце концов вообще прекращают им заниматься. Агрессивным подросткам, особенно парням, предоставляют полную свободу действий, потому что любые попытки дисциплинировать их и привить уважение к окружающим и чужой собственности грозят перерасти в семейный скандал. И это не упрек родителям, которые, прежде чем окончательно сдаться, испытали все средства, весь свой опыт в попытках усмирить свое чадо. Скорее, это констатация факта, что в некоторых ситуациях воспитание ответственности и навыков достойного поведения дается очень трудно.
Еще одна и, пожалуй, самая распространенная причина незрелости — пример родителей. Девочки перенимают от матерей их обреченность, пассивность, зависимость, замкнутость в себе, вечное недовольство и жалобы на жизнь. Они учатся ограничивать себя и свои желания. Они учатся довольствоваться меньшим, чем хотелось бы. Они учатся жить в условиях неудовлетворительных взаимоотношений. Если отношения не складываются, они учатся винить в этом себя.
Мальчики вырастают эгоистичными и самонадеянными, как их отцы. Они узнают, что в жизни нужно добиваться победы, а значит, поражения соперника любой ценой. Они узнают, что любое проявление эмоций или участия расценивается как слабость. Что настоящего уважения достойны только те, кто сильнее физически или стоят выше на социальной лестнице. Мальчики усваивают от отцов, что женщина уважения не стоит. С ней можно пошутить, подразнить ее, а можно и ударить. С ней нельзя поговорить на серьезные, «взрослые» темы. Ее можно игнорировать, высмеивать, запугивать и даже избивать, потому что женщина не имеет никакой значимости. Взрослый мальчик-мужчина часто идет по стопам своего отца — незрелого мальчика-мужчины.
Итак, не достигший зрелости мальчик физически превращается в мужчину с мужским телом, мужскими сексуальными потребностями, мужской физической силой, получает все те привилегии, которыми общество благосклонно наделяет мужчин. Для окружающих жизнь становится невыносимой. Основное бремя общения с такими мальчиками-мужчинами ложится на их жен и детей.
Что делать, если вы с этим столкнулись? Часто приходится слышать такое мнение: чтобы изменить ситуацию в целом, начинать нужно, когда мальчики еще маленькие. С самого рождения нужно прививать будущим мужчинам иную модель поведения. Обычно такое «решение» преподносят как некое открытие, панацею, которая в рамках одного поколения изменит всех мужчин. Но об этом уже говорилось, и не раз. Замечательные ученые многие годы трудятся над этой проблемой, и все же успехи пока более чем скромные. Одна из основных причин этого в следующем. Пока педагоги работают с детьми, пытаясь изменить сложившиеся модели межполовых отношений, в повседневной жизни дети окружены негативным влиянием взрослых. Большая часть актов насилия, которые мы видим по телевидению в новостных программах, спорте или кино, совершается мужчинами. В большинстве компьютерных игр мужчины сражаются друг с другом, а в завершение игры должен остаться только один. Дома мужчина нередко может быть рассеянным, замкнутым, поглощенным исключительно своими собственными интересами, а следовательно, самоустранившимся от семьи, а то и быть совершенно невыносимым.
Поэтому так важно нацелить усилия общества именно на изменение поведения взрослых мужчин. В то же время родители и педагоги не должны прекращать работу по трансформации тендерных стереотипов и ожиданий у детей. Общество должно объединить усилия, чтобы создать среду, необходимую для воспитания зрелого, неравнодушного и достойного человека.
Бетти Маклиллан
«Помогите! Я живу с мужчиной-мальчиком!»
2011-8-12 10:37