Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии считается красота весны и любовь соловья и розы... Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, ярким представителем которой был Омар Хайям.
Но не только Хайям отдал дань розе. “Бустан” — цветочный сад и “Гюлистан” — розовый сад — известные сочинения Саади. А поэма Низами “О любви Лейли и Меджнун” дает нам представление о персидских садах XII в. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы, где “листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис гордо поднимает свой венчик. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла красивую головку и с нежностью смотрит на птицу”.
Из всех цветов иранцы отдают предпочтение розе. Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию — высотой до 6 м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.
Считают, что благоухающую персидскую розу завез в Индию в XVI в. основатель империи Великих Моголов Бабур, посвятивший большую часть жизни разведению садов. А жене его правнука — императора Джахангира — Hyp Джаган (Свет Мира) приписывают открытие розового масла.
Историк Мануччи об этом поведал так: “Hyp Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Все водоемы в саду и во дворце она приказала залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки .И когда обходила водоемы, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду, то обнаружила на поверхности воды масляную пленку Hyp Джаган разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира. Чтобы узнать, чем загрязнена вода, она приказала служанке провести рукой по надводной пленке.
Когда же понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и она поняла, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Чудесный аромат привел его в восторг, а Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Так в Индии узнали секрет розового масла”.
Из книги “Мифы народов мира” мы узнаем, что Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.
Но не только боги были склонны спорить о цветах.
В палате представителей конгресса Соединенных Штатов Америки около ста лет длились дебаты по “избирательной компании цветов”, на которых было отклонено 70 кандидатов, и в 1986 г. признано было считать национальным цветком страны несравненную розу.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза — символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину.
По одной из античных легенд, роза покраснела оттого, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом во время поисков ею Адониса. По другой — она покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее случайно каплю вина. По третьей — зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. С Купидоном связывают и происхождение шипов розы. Вдыхая аромат цветка, Купидон был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип
По другим преданиям, происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная ими нимфа обессилела и стала добычей Вакха.
А еще по одной из версий, роза обросла шипами, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться. С тех пор говорят, что роз без шипов не бывает, однако несколько лет назад в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца — Чистота без единого шипа. В течение трех лет цветовод Доменико Маисуино пытался вывести розу без шипов и наконец добился успеха.
На магометанском Востоке розу считали священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета. В представлении магометан, розовая вода обладала священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни. Потому воинственный египетский султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 г. овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда караван сосудов с розовой водой, предназначенной для очищения мусульманской святыни — мечети Омара, помещением которой крестоносцы пользовались как христианской церковью. Такое же “омовение розой” мечети Айн-София приказал сделать и султан Магомет Второй, взявший в 1453 г. Константинополь.
Привезенная из восточных стран в Древнюю Грецию роза посвящается богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных.
Римляне верили, что роза вселяет в сердца мужество, и потому украшали венком из роз голову победителя и на щитах выбивали изображение розы.
В домах часто вешали над столом веточку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение “суб роза диктум” — я сказал тебе под розой, т. е. под большим секретом. Следовательно, сказанное должно оставаться тайной.
Культ розы в Риме превосходил всякую меру. Патриции засыпали розами любимых матрон; девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость, а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее дождем из розовых лепестков приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.
Отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков. Розами оплетали заздравные кубки, пирующие возлежали на подушках, набитых душистыми лепестками, колонны и стены залов увешивали розовыми гирляндами, пол усыпали розовыми лепестками, а зал освежали фонтанами розовой воды.
На Востоке также воспевали и почитали розы. „В сказочно прекрасных садах — эдемах персидских и арабских владык — повсюду благоухали эти цветы, и даже вдоль дорожек по изящным узеньким арыкам протекала розовая вода.
Сады султанов Турции, мавританские сады в Кордове, сады татарских ханов в Бахчисарае утопали в пышном разноцветье роз.
С самых древних времен люди восхищались розой. Хотя древним египтянам времен фараонов роза, по-видимому, не была известна, так же как она не была известна и библейским иудеям. Но позднее египетская царица Клеопатра в день приема Марка Антония приказала устелить розовыми лепестками полы приемного зала. А в знак особой благосклонности к воину подала Марку Антонию чарку вина, в которой плавали лепестки розы.
С падением Римской империи розы почти на сотню лет были преданы забвению. Но любовь к прекрасному цветку не исчезла. Во время зарождения христианства розы называют “райским цветком” и посвящают Богородице. Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным Богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы.
Святой Николай в пургу и в трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам, но игумен запретил ему. В этот же миг случилось чудо — хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело.
Роза по христианской мифологии олицетворяет милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан имеют и части растения: ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, а сам цветок — со славой.
Многие древние люди связывали с розой тайну, тишину и любовь. Это последнее значение и стало наиболее устойчивым.
Нет на свете цветов красивее и благоуханнее роз. В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующие в мире: тут и вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы, имеющие на одном кусте до двухсот цветков, и чайные китайские, цветущие по два раза в лето — это так называемые ремонтантные розы. Есть роза под названием Золотой сон и роза Радостное пробуждение, а один из сортов назван даже Тысяча красот, потому что число различных ее колеров и оттенков не пересчитать.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалии, которые затем по христианскому календарю перешли на троицу, т. е. на то весенне-летнее воскресенье, когда лес покрывался зеленью, а вода в
реке нагревалась настолько, что становилась пригодной для купания.
Первая махровая, или, как ее тогда называли, бархатная роза, была в XVII в. привезена немецким послов в подарок царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре Первом.
Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду “Напока” румынского города Клуж. Изящные нежные лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.
Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль.Роза была и остается царицей цветов, хотя цветение ее недолговечно. Зная кратковременность жизни цветка, древние персы придумали очень мудрую поговорку: “Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более...”.
Роза шествует от сердца к сердцу через века, но рассказ о ней не будет полным, если мы не вспомним дикого прародителя розы — шиповник, который пышно цветет в густых кустарниковых зарослях по берегам рек и озер. Его цветки состоят из пяти овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняют, как верные стражи, шипы.
Живет куст шиповника 25—30 лет, а на земле известен почти 40 миллионов лет, за это время много добра и пользы смог принести людям.
Вошел я однажды в куст цветущего шиповника, постоял в нем несколько минут и, вдохнув душистого запаха, так пропитался им, что понес за собою ароматное эфирное облачко. Пошло это облачко по шоссе и встретило молодую девушку. Вошла девушка в облачко, разнежилась, широко раскрыла глаза и удалилась счастливая-пресчастливая.
Врачи прошлого уверяют, что темно-красные розы, находящиеся в комнате, предупреждают головную боль и успокаивают нервы. Розовые лепестки, наложенные на лицо, придают коже свежесть. А собранная с роз роса считается лучшим средством от утомления глаз.
“Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств”
WWWoman.ru »2011-8-12 10:11