Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово “пасха” и означает по-древнееврейски “исход”, “избавление”.
Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом - это праздник исхода из жизни греховной и обретение жизни вечной.
Первоначальная Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя и праздновалась одновременно с иудейской, в день приготовления евреями пасхального агнца. Пасхальный агнец евреев — прообраз Иисуса Христа, агнца Божия, закланного ради спасения мира.
Во II в. к Пасхе, посвященной смерти Иисуса Христа, добавился второй праздник - Пасха в честь Воскресения Христова, и только к V в. Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха — это праздник Воскресения Христова и празднуется обязательно отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому христианская Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи, и церковный ритуал. Праздник Пасхи был самым торжественным, получил название “царь дней”, или Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, - Великая, или Страстная неделя.
Но будем последовательны и, прежде чем говорить о праздновании Пасхи, Пасхальном столе и ритуальных блюдах, обрядах и традициях, непосредственно связанных с событиями Страстной недели, обратимся к евангельским преданиям, к последним дням жизни Иисуса Христа.
Наступают последние часы, проведенные Иисусом со своими учениками. По еврейскому обычаю в пятницу праздновали Пасху, вкушали ритуального пасхального агнца. Иисус Христос совершал Пасху в вечер четверга. Этот вечер и вся пятница у евреев считались за один день. Вечеря началась со слов Христа, ошеломивших всех присутствующих. “И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст меня. Они опечалились и стали говорить Ему один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо” (Марк. 14:18—20).
После вкушения ветхозаветной еврейской Пасхи Христос установил на этой вечере таинство Святого Причастия. Поэтому и называется она Тайною Вечерею.
“Иисус взял хлеб и, благословив” преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите” сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все! ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Матф. 26:25—28).
С этого момента началась прощание Иисуса с учениками; однако никто из них так и не понял, что все слова Иисуса, казавшиеся им таинственными, были прощальными.
Никто из учеников не понял слов Христа. И тогда Иисус сказал им: “Дети! не долго уже быть Мне с вами: будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти,— так и вам говорю теперь.Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Иоан. 13:33-34).
В пятницу Христос был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть.
Последние дни Страстной недели: Великий Четверг - духовное очищение, принятие таинства,
Страстная Пятница - страдания Иисуса Христа,
Великая Суббота - день печали, наконец.
Светлое Воскресение Христово - символически отразились в народных традициях, обычаях, обрядах, Пасхальном столе.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг в народных традициях называют “чистым”, но не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В чистый четверг был, например, широко распространен народный обычай очищения водой,— купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В стихах Сергея Есенина есть строки, подтверждающие это:
Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.
На Севере и в Средней полосе России было принято собирать ветви можжевельника, сжигать их, дымом окуривать жилище, постройки, хлев. Целебный можжевеловый дым защищал человека и “животинку” от нечисти и болезней. Бытовало поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Был обычай освящать соль и в ночь под четверг ставить на стол с хлебом.
В этот же день красили яйца, подготавливались к Пасхальному столу.
Яйцо в мировоззрении древних народов задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Древние философы изображением яйца показывали происхождение мира. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. В христианстве яйцо приобрело новые символические значения.
Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, придя к римскому императору Тиберию, подала ему яйцо с возгласом:
- Христос воскрес!
Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:
- В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать красным!
И в тот же момент белое яйцо стало алым.
Красное яйцо - символ воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Крашеные яйца, “писанки” в старину нередко представляли настоящие шедевры народного искусства. Первоначально яйца окрашивали только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, символические знаки, писали различные изречения. Сложилась художественная традиция, появились коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебряных и даже золотых яиц с украшениями из драгоценных камней. Разрисовка яиц стала подлинным искусством, требующим большого терпения, навыка, тонкого вкуса. Как во всяком деле, и здесь есть свои особенные секреты.
Самый простой и всем доступный способ - окрашивание яиц в красный цвет луковой шелухой. Заранее собранную луковую шелуху положить в кастрюлю вместе с тщательно вымытыми яйцами, залить холодной водой, варить 10 мин. Окрашенные яйца извлечь из отвара, вытереть насухо, протереть пропитанной растительным маслом тряпочкой. Яйца будут иметь красивый блеск. Луковый отвар можно использовать для последующей порции.
Другой способ окрашивания состоит в следующем: вымытые и высушенные яйца обвязать яркими цветными красящими нитками, положить в кастрюлю, залить холодной водой, варить 15—20 мин. Вынуть, снять нитки, яйца будут иметь мраморный рисунок, остается только навести блеск. По такому же принципу окрашивают яйца цветными линяющими лоскутками, предварительно завернув в них яйца и обвязав нитками. Вся прелесть такого окрашивания — в непредсказуемости, неповторимости мраморного рисунка.
Красить яйца можно акварельными красками или специальными красками и цветными лаками для яиц. Техника росписи такова: сваренные в течение 8 мин яйца оставить в горячей воде, одно яйцо вынуть, насухо вытереть, поставить в фарфоровую или стеклянную рюмку и раскрасить с помощью кисточки верхнюю половину яйца, на горячем яйце краска мгновенно высыхает. Затем перевернуть окрашенную высохшую часть яйца вниз и окрасить оставшуюся половину. Окрашенное яйцо положить на блюдце и тщательно прокрасить, если есть какие-либо шероховатости. Затем из кастрюли извлечь следующее яйцо, операции повторяются. Важно, чтобы во время крашения яйца были горячими, тогда краска или лак скорее высыхают. Яйца, окрашенные любым способом, называли “крашенками”, а расписанные узорами— “писанками”.
Еще в начале XX в. “писанки” были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресенье — освящали. “Писали” яйца специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали в растопленный воск. Расписанные таким образом яйца окрашивались в местах, не тронутых воском. Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивались из золотистой или серебристой фольги всевозможные украшения. Все эти работы весьма трудоемки, их выполняли с терпением, вдохновением, любовью и благоговением.
У славянских народов освященному в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: верили, что оно помогало в сердечных делах, спасало дом от пожара, защищало домашних животных от болезней, оберегало от града. В деревнях существовал обычай освящения крестьянских дворов, семенного зерна для посева. Считали, что катание яиц по земле способствовало плодородию. Крестьяне, например, поглаживали красным яйцом лошадь, корову, приговаривая: “Будь красна и гладка, как пасхальное яичко”.
На Руси Пасху встречали особенно торжественно во всех споях общества. Соловьевым С. М. в-” “Истории России с древнейших времен” описано, как праздновал Пасху русский царь. “В исходе двенадцатого часа государь шел в Успенский собор, за ним бояре, окольничие, думные люди, стольники, стряпчие, дворяне и дьяки, собор наполнялся людьми в золотах. На заутрене после хвалительных стихир царь прикладывался к иконам, потом христосовался с патриархом и архиереями в губы, ц давали друг другу яйца, остальных духовных государь жаловал к руке и давал яйца; после духовенства жаловал к руке всех светских людей, вошедших за ним в церковь. По окончании заутрени царь идет в Вознесенский монастырь—поклониться гробу матери, в Архангельский собор — поклониться гробу отца, в Благовещенский собор — похристосоваться с духовником, с которым целовался в губы. Обедню слушал также в Успенском соборе. В первый же день праздника являются к царю и царице вместе патриарх со всеми властями и вся светская знать; царица жаловала их всех к руке; приходили к государю с дарами именитый человек Строганов, гости московские и из городов. На другой день опять приходил патриарх с властями, на этот раз приносил образа и золотые в подарок. На третий день царь жаловал к руке и оделял яйцами дворовых людей, дьяков мастерской царицыной палаты, истопников и истопничих царицыных, уставщиков, певчих, учителей царевичевых и комнатных сторожей; на четвертый день жаловал к руке полуголов, сотников также дохтуров, лекарей и мастеровых палат золотой, серебряной и оружейной”.
Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев и поверий было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Люди малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А. С. Пушкин)
Люди состоятельные не скупились делать добро. В. А. Гиляровский в своих воспоминаниях пишет: “Испокон веков был обычай на большие праздники - Рождество, Крещение, Пасху, масленицу, а также в “дни поминовения усопших”, в “родительские субботы” посылать в тюрьмы подаяние арестованным, или, как говорили тогда, “несчастненьким”.
Особо широко в этом случае размахивалась Москва. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две а то и больше калачей и саек, которые развозились в кануны праздников и делились между арестантами. При этом никогда не забывались и караульные солдаты из квартировавших в Москве полков.
Ходить в караул считалось вообще трудной и рискованной обязанностью, но перед большими праздниками солдаты просились, чтобы их назначали в караул. Для них, никогда не видевших белого хлеба, эти дни были праздниками. Когда подаяние большое, они приносили хлеба даже в казармы и делились с товарищами.
Главным жертвователем было купечество, считавшее необходимостью для спасения душ своих жертвовать “несчастненьким” на пропитание, чтобы они в своих молитвах поминали жертвователя, свято веруя, что молитвы заключенных скорее достигают своей цели.
Еще ярче это выражалось у старообрядцев, которые по своему закону обязаны оказывать помощь всем пострадавшим от антихриста, а такими пострадавшими они считали в темницу вверженных”.
Светлый праздник Пасхи - день всеобщего равенства, любви, милосердия. Люди приветствовали друг друга словами “Христос Воскресе”, в ответ звучало “Воистину воскреее”, трижды целовались, одаривая друг друга красивыми пасхальными яичками.
Молодые женщины и девушки наряжались в белые платья, мужчины надевали строгие черные костюмы. Господствовало всеобщее веселье, ликование, радостное настроение. Звонили колокола.
Особенно веселились дети и молодежь. Катали “крашенки” по земле, по желобу, играли в “битки”, эта игра была очень распространенной. В ней участвовали двое, ударяли яйца носиками. Чье яйцо сохранялось целым, -тот считался удачливым в жизни и в награду получал яйцо проигравшего. Маленьких детей одаривали шоколадными, а также крашеными яйцами и медовыми пряниками.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и звонкою монетою.
Ни с чем не сравнимая праздничная пасхальная атмосфера сохранена в воспоминаниях А. П. Воронцовой-Вельяминовой. “Наступала страстная суббота, и мы шли к заутрени (самые маленькие оставались дома). Даже мы, дети, проникались торжественной радостью Воскресения Христова. Домой шли с зажженными свечами и радовались, если не было ветра. Вернувшись, христосовались со всеми домашними, обменивались крашеными яйцами и садились разговляться. Для яиц специально выращивали травку под названием “кресс-салат”. Это была коротенькая травка, и в ней яйца лежали очень красиво.
Чего только не было на пасхальном столе: окорок ветчины, окорок телятины, индейка, пасхи, куличи. Кроме своих куличей заказывали кулич у Филиппова, и на нем красовался ягненок из сахара.
В Воскресенье утром получали подарки от родителей и дарили им свои произведения. В Воскресенье и в течение всей недели по Москве звучал колокольный звон. Во всех церквах колокольни были открыты, и любой мог подняться наверх и позвонить. Мы, девочки, обычно этим не занимались, зато братья со своими друзьями обязательно забирались на колокольни трезвонить”.
Малиновый колокольный звон, звучавший над Москвою, вспоминают все, кому посчастливилось встречать Пасху в начале века.
“Я просыпаюсь радостный, меня сразу ослепляет блеском, и в этом блеске—веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне— звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза—и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро—солнце, пасхальный звон!..” (Я. Шмелев).
Начиная с Великого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображениями крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка, яйца.
Пасхальные блюда в течение года никогда не повторялись за исключением крашеных яичек. Для Троицына дня их окрашивали в зеленый цвет.
К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда к Пасхальному столу не подавали, в этот день не принято подавать и рыбу. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным, красивым. Куличи и пасхи украшали цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые изготавливали цветы из яркой цветной бумаги, ими украшали стол, иконы, дом.
По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, праздновали ее в кругу семьи.
“На первый день Пасхи, как и на Рождество, в дома верующих приходило духовенство и служили праздничный молебен. В течение всего дня приходили родственники и знакомые поздравить с праздником. Их приглашали к столу и угощали пасхальными кушаньями. Но поскольку наш дом был не единственный, куда приходили, как говорилось, “делать визиты”, то некоторые гости были уже так сыты, что отказывались. Зато другие с удовольствием садились за стол. Родственники приносили нам, детям, подарки, преимущественно шоколадные яйца. И, поскольку в этот день родители нас не опекали, мы этими дарами злоупотребляли очень сильно” (А. П. Воронцова-Вельяминов^.
WWWoman.ru »2011-8-12 10:12