Случай первый: незамужняя женщина встречает холостяка. Пожелаем им удачи и отойдем в сторону, они справятся сами и в наших советах не нуждаются.
Случай второй, в общем, довольно банальный: у обоих есть семья. Что с ними будет? Связь, более или менее короткая, может быть только маленьким всплеском, который ничего не изменит в их жизни. Или, влюбившись с первого взгляда, оба разводятся и вступают в брак между собой. Начинается новая история, она будет похожа на них самих, то есть будет спокойной или сумасшедшей.
Остается последний случай: незамужняя женщина связана с женатым мужчиной. Ситуация интересная, ибо равновесие тут весьма зыбко. Он, связанный супружескими узами, располагает крайне ограниченной свободой и находится под надзором. Она же свободна как ветер. Не осмеливаясь признаться в этом, каждый из них завидует другому. Он мечтает освободиться от цепей, она — обзавестись ими.
За редким исключением, разрыв наступает очень быстро. Спрос значительно превышает предложение. Цены растут, начинается инфляция, затем следует кризис и акции стремительно падают. Забавно сравнивать законы, управляющие рыночной экономикой, с законами любовными. Они в общем-то очень похожи и приводят к одинаковым результатам. Испытывая острую нехватку чувств, изголодавшаяся женщина восстает против постыдного протекционизма и требует свободы торговли, свободного обращения имущества и, главное, — мужчин.
Так создается парадоксальная ситуация, при которой женщина, не сумев связать себя брачными узами с мужчиной, который уже прикован к другой, разбивает несуществующие цепи — только для того, чтобы доказать себе, что они существовали. Раз она что-то рвет, значит, есть что рвать. И она старается сделать это как можно громче, так, чтобы об этом узнали все. А потом? Потом ничего, зато она показала всем, что у нее что-то было.
Но будьте осторожны! Умение порвать любовную связь — тоже искусство. Оно требует юмора, обостренного чувства красоты и склонности к театральности. Разрыв подготавливается как заговор, он зреет, словно виноград на солнце, и происходит лишь тогда, когда уже нет риска упреков, обид и долгого выяснения отношений.
Не лучше ли поставить свой маленький балет и тихо удалиться на пуантах после последнего антраша?
В прощальном письме, сколь бы сдержанным оно ни было, всегда звучит горечь досады. Вот послушайте:
«Жан-Пьер,
Через несколько дней будет четыре года, как мы знакомы. Неужели я ждала этой годовщины, чтобы отметить наше расставание? Расставание, которое много раз намечалось и всякий раз откладывалось.
Сегодня вечером я ухожу от тебя. Больше я к тебе не вернусь. И тебя не будет на перроне вокзала, тебя там никогда не было. На все назначенные мною свидания ты не приходил, ты никогда не уступал, ибо ты никогда не уступаешь, и в этом твоя сила. Откуда в тебе такая поразительная самоуверенность? Несмотря на твои слова, мне не удалось научить тебя главному: умению давать. Ты почти ничем не хочешь поступиться — ни теплым словом, ни ласковым жестом. Иногда мне казалось, что они вот-вот родятся, но это были только иллюзии.
Ты никогда не строил со мной планов. Однажды я попросила тебя показать мне Бель-Иль, съездить туда со мной на машине. Ты сказал: «Хорошо, я устрою наше путешествие». И больше никогда к этому не возвращался. Но, несомненно, ты мечтал об этой поездке. Ты же говорил, что грезишь наяву. В своих мечтах ты могуществен, безумно богат и блестящ. В мечтах ты — глава государства. У тебя есть чувственная жена, которая от тебя без ума. Счастливый человек, ты живешь в мечтах!
Вначале я думала, что ты со мной на редкость честен: ты человек женатый, твое время тебе не принадлежит, я же не замужем, и у меня много свободного времени.
А потом мне стало ясно, что всегда ты сам предлагал прийти ко мне. В те дни, когда ты бывал свободен, ты звонил мне утром и говорил: «Ты пригласишь меня пообедать?»
Наша связь устраивала тебя, ибо ты приходил, когда хотел, брал то, что тебе было нужно, и уходил, не сводя глаз с часов.
Ты звонил мне по вечерам, покончив с последними делами и наводя порядок в кабинете. Пробежав передовицы газет, ты звонил мне. Я была твоим отдыхом, твоей разрядкой, твоим аспирином с витаминами. Ты растворял меня в нескольких словах и жадно проглатывал, довольный тем, что в тебя вливалось хорошее настроение. Ты говорил мне о своей работе, о дочерях, об аттестате зрелости, твоя семья была в центре наших разговоров. Всякий раз, когда ты говорил «мы», речь шла о тебе и твоей жене.
Я расстаюсь с тобой, потому что у нас нет никаких общих планов, даже того, как расстаться. Да, у нас было несколько мелких размолвок, они повторялись, словно времена года. Чистое небо, небо в тучах, утренние туманы, грозы, хорошая погода. Причина их всегда была одна и та же: низкое давление в твоем полушарии, высокое — в моем. И не было экватора, не было зоны с ровным климатом, где мы могли бы встретиться.
Быстротечность твоего желания, исчезавшего сразу после утоления, поцелуи только во время страсти — все это постепенно подточило твою нежность.
Я вижу тебя в черно-белых тонах: белое — желание, черное — отсутствие желания. Белое, черное, белое-черное в нашем калейдоскопе быстро превратились в серое.
Скажите мне, сударь, разве серое — это цвет жизни?
Я покидаю тебя не ради кого-то. Я могла бы подождать и сменить тебя на кого-нибудь другого, но такая сделка мне претит. Я ухожу от тебя ради себя. Ради того, чтобы избежать скудости чувств, к которой приговаривает меня твоя бесчувственность.
Ты не мог любить меня. Значит, и я не могла любить тебя. Значит, мы не были созданы, чтобы любить друг друга. Вот вкратце история нашей короткой встречи. Она была бы еще короче, если бы я не увлеклась иллюзией любви.
Н.»
Надин де Ротшильд
«Искусство нравиться и добиваться успеха»
Перевод Светланы Ломидзе
2011-8-12 10:15