Если быть резкими, то можно сказать, что эти признаки — сильно преувеличенные черты женственности. Можно даже признать, что это характерные особенности доведенной до абсурда сдержанности, приспособляемо¬сти, неуверенности в себе. Женщины должны быть очаровательными и в то же время беспомощными. Они должны быть зависимыми и позволять мужу обеспечивать себя хлебом насущным. Уверенно себя чувствовать женщины могут только в компании хорошо знакомых людей, преимущественно возле семейного очага и рядом с Ним.
Именно такие требования к женственности ставят женщин на путь беспомощности — и депрессии. Именно поэтому депрессиями чаще страдают женщины, чем мужчины. К перечисленным выше симптомам добавляются затрудненность социальных навыков. Кроме того, препятствием являются и вынужденные длительные перерывы в профессиональной деятельности. Уже после года или двух подобного перерыва женщины говорят, что больше не могут выражать свои мысли так, как хочется, не считают себя способными выстраивать отношения с незнакомыми людьми, боятся контактов. Охотнее всего они остаются дома.
Люди с депрессиями считают себя гораздо менее способными, чем они есть на самом деле. Такую самооценку женщины “выращивают”, даже не будучи депрессивными. Они не ждут от себя ни привлекательности, ни ума, не считают себя способными на самостоятельные поступки и не верят в успех. Депрессивные мужчины и женщины объясняют свои успехи и неудачи одинаково.
Недепрессивные люди приписывают свои удачи себе, своим умениям и навыкам, в отличие от тех, кто убежден, что не может решать задачи, требующие мастерства...
Но позитивные случайности, неожиданный опыт собственных успехов, собственное поведение, повлекшее за собой полезные последствия, ведут от беспомощности к контролю.
Каждый радуется, если чувствует, что его поведение на что-то влияет. Это начинается с младенчества, когда ребенок испытывает восторг от того, что он является причиной звука погремушки. Когда малышу дают самостоятельно держать бутылочку, он учится без посторонней помощи удовлетворять свои потребности, делая при этом первые шаги к независимости. Родители, которые дают своим детям возможность осознать зависимость между поведением и последствиями, предотвращают проблему беспомощности в будущем. Если же в детстве взрослые стараются уберечь свое чадо от трудностей, у ребенка пропадает мотивация к самостоятельному решению проблем и в обучении — а значит, беспомощность всячески развивается. И особенно подвержены этому девочки. Например, в математике или технической и естественно-научной областях многие из них слишком быстро и охотно начинают верить в свою неспособность. Кристина, которая раньше часто подавала голос на уроках математики, перестала это делать, потому что поняла: учитель не ждет особых успехов от девочек. Однако беспомощность можно преодолеть только тогда, когда неудачи объясняются конкретными причинами.
Появляется ли у Вас впечатление, что Ваши ошибки объясняются изъяном Вашей личности? Если да, попробуйте подсунуть Черного Питера (герой рассказов о Шерлоке Холмсе, известный бешеным нравом) внешним обстоятельствам, неудачному дню или кому-то другому.
Послушные девочки научились всегда брать вину на себя. А плохие — подсовывать Черного Питера другим. Не важно, что они иногда необоснованно сваливают ответственность на других, важно то, что они признают наличие другого образца объяснения ошибок — и сознают, что завтра все может быть иначе.
Люди должны как можно раньше учиться преодолевать страх, боль и трудности собственными силами. К сожалению, девочек в нашем обществе часто слишком опекают, и поэтому у них едва ли есть возможность учиться самостоятельно справляться с проблемами.
Ранний опыт самостоятельных действий подобен прививке против беспомощности во взрослые годы — и как раз в этом девочкам чаще всего отказывают. Но во взрослом возрасте нужно уже не только делать “прививки”, а вначале исцелить саму болезнь. Необходимо заново выстраивать опыт, говорящий “я могу преодолевать препятствия, устранять трудности и идти вперед”. Воля к самостоятельным поступкам и решениям восстанавливается очень медленно, преодолевая привычную беспомощность.
Если взрослый человек сам находит опыт, доказывающий возможность влиять на ситуацию, сам извлекает из памяти те эпизоды жизни, в которых он что-то контролировал, — он лишает беспомощность почвы. А значит, изменяются привычные способы реагирования. Не так трудно заметить успехи и ошибки, гораздо сложнее разгадать и изменить тонкую структуру нашей деятельности, оттенки жестов, мимики, речи.
Уте Эрхардт
”Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, или
Почему послушание не приносит счастья ”
2011-8-12 10:01