В древности человечество даже не подозревало о сахаре. У древних греков и слова такого не было — «сахар». Александр Македонский, когда в 325 году до нашей эры пришел в Индию, смутно припоминал: довелось как-то пробовать «что-то вроде меда, который находится в тростнике», Плиний полтора века спустя тоже ничего отчетливого по поводу «тростникового меда» сообщить не смог. Слово «saccharum» родилось только в годы правления императора Нерона — эпоху разврата и излишеств. Увеличение дозы сахара на душу населения в мировой истории сопровождалось очень неприятными явлениями: ростом заболеваний, ослаблением иммунитета, вырождением целых поколений. Немецкий ученый-медик XVI столетия Раувольф считал, что турки и мавры перестали быть отважными воинами с тех пор, как стали употреблять сахар, — примерно с VII века.
Европа узнала о сладком веществе, которое получают из индийского тростника, только во времена крестовых походов. С тех пор активность поедания сахара все росла: в 1789 году в Европе выходило примерно по 1 кг на человека в год, в 1880 году — уже 8 кг на человека, в 1900 году — 17 кг, в 1960 году — 30 кг, а в 1972 году — 38 кг. В Америке положение дел на сегодняшний день еще ужасней — около 40 % населения страдает ожирением разной степени тяжести, а средний американец съедает около 63 кг сахара в год. Словом, «а ночью приходит кариес»! И зубной кариес уже, по данным Всемирной организации здоровья, вышел на третье место после инфаркта и рака. Есть на востоке Африки племена, которые едят невероятно жирную пищу, сплошное мясо и масло — но без добавления сахара. Казалось бы, в сосудах у них сплошной холестерин, всякие коронарные заболевания и судьба бедолаг — верное вымирание. А у них этих напастей просто не существует, включая кариес. Зато жители острова Святой Елены, где обожают сахар и почти не едят жиров, буквально мрут от инфарктов.
Сахар в первую очередь уменьшает запасы витамина B1 в организме, что приводит к неврастении, депрессии, быстрой утомляемости, мышечной слабости. Все перечисленные недомогания — бич нашего времени. А если хилость и стресс терзают человечество именно из-за избытка сахара, то что же в этом продукте за яды ужасные содержатся? И почему так трудно отказаться от убийственной сладости, сколько ни даешь себе обещаний «начать с понедельника»?
Начнем с того, что это не одно вещество, а много, и самых разных — эти вещества в органической химии называются «углеводами», или «глюцидами», молекулы их состоят из углерода, кислорода и водорода. В процессе обмена веществ они превращаются в глюкозу (ее тоже называют сахаром). Она — важнейший источник энергии для организма, энергии, которую организм усваивает моментально. Отсюда чувство эйфории, почти блаженства, когда объешься сладкого, — включаются соответствующие центры удовольствия в мозгу, потому что к ним прихлынула волна энергии. Между тем в нашем организме вот что происходит: глюкоза содержится в крови и откладывается запасами вещества, называемого «глюкоген» в мускулах и печени. Если ее слишком много — появляются запасы резервного жира, не тем будь помянуты!
Уровень глюкозы в крови, который называется «гликемия», натощак составляет в среднем 1 г сахара на 1 л крови. Если этот уровень падает еще ниже, один из гормонов поджелудочной железы — глюкагон — повышает его до нормального. А если тут же слопать конфетку, то наступит гипергликемия — резкое повышение содержания сахара в крови. После этого скачка другой гормон — инсулин — прогоняет избыток глюкозы в печень и мышечную ткань. Уровень сахара в крови резко падает, наступает гипогликемия, а потом все возвращается к норме.
На Западе сегодня популярен так называемый «коричневый сахар» — он менее рафинированный, чем белый, слабее очищен от примесей (не токсичных — упаси боже, а своих, природных). А его гликемический индекс — показатель уровня поступления сахара в кровь, выведенный диетологом Мишелем Монтиньяком, — в полтора раза ниже. К тому же мельчайшие частицы свеклы или тростника, из которых был сделан сахар, примешанные к глюкозе, действуют как грубая клетчатка, мешая отложению резервных жиров. В России коричневый сахар практически не встречается, а жаль! Мы пока пробавляемся белым рафинадом, уже не тростниковым, в советские времена завозимым с дружественной Кубы, а родным, свекловичным. Впрочем, они мало друг от дружки отличаются, вкус и калорийность у них примерно одинаковые.
Впрочем, если следовать методам раздельного питания по Монтиньяку, вы увидите, что даже шоколадку (лучше горькую, с содержанием какао 60%) можно отведать без особого вреда для здоровья и прибавки в весе! Главное — контролировать потребляемый вами сахар, не следя за калориями «в чистом смысле». Ведь большую часть «сладкого яда» мы принимаем в скрытом виде: медики всячески грозят нам пальчиком, большинство болезней, мол, от неправильного питания — и мы покорно сокращаем потребление сахара-песка или сахара в кусочках, но отказаться от лимонадов, мороженого, конфет, алкогольных напитков в силах лишь немногие. А между тем в пол-литровой бутылке колы содержится огромная доза сахара, равная 35 кусочкам рафинада!
Долгое время считалось, что чем сложнее молекула углевода, тем медленнее и тяжелее идет процесс усвоения. И все болезни — от этой сложности. Сахара делили на «быстрые» — моносахариды и дисахариды, и «медленные» — полисахариды. Ан нет: выяснилось, что строение молекулы на скорость ее превращения в глюкозу не влияет. И независимо от того, какой углевод вы слопали — моносахарид в виде ложки меда или полисахарид в виде сырой кормовой свеклы (бр-р!), примерно через полчаса у вас наступает гипергликемия. Человечество без конца пытается выбросить из своего рациона все «лишнее». Сахар — в списке лишнего первым пунктом. А между тем топливо необходимо!
Способ, с помощью которого вы сможете решить те проблемы, которые вызывает повышенный уровень глюкозы в крови, только вам и выбирать. Ведь вариантов множество...
Инэса Ципоркина
«Идеальная внешность. Возможности современной косметологии»
2011-8-12 10:26